Депутат Тюменской облдумы, куратор регионального отделения «Партии роста» Гарри Столяров дал интервью, в котором рассказал о планах и задачах партии в этом году.
– Какие цели стоят перед партией на выборах в текущем году? Как вы оцениваете перспективы партийного строительства в регионах большой Тюмени?
Гарри Столяров: Цели предельно просты: сформировать фракции, как в Государственной думе, так и в региональных собраниях. Наши перспективы на юге Тюменской области и в ХМАО мы оцениваем достаточно оптимистично. Труднее будет на Ямале – там у нас нет действующей партийной структуры – но, тем не менее, мы надеемся, что и там нас поддержит немало избирателей. Что касается партстроительства – оно у нас активно развивается, хоть сейчас основные силы и сосредоточенны исключительно на выборной кампании. Но у нас есть достаточно много людей, занимающихся конкретными программами, не имущими никакого отношения к выборам – социальными, образовательными, культурными. Они продолжают свою работу, мы уже сейчас можем представить подробно разработанные проекты – и сразу после завершения выборов местные отделения партии приступят к реализации этих программ.
– Многие партии говорят о нехватке кадров, «лидеров общественного мнения». На кого партия делает ставку в предстоящих выборах и почему?
Гарри Столяров: К сожалению, у нас до сих пор путают выборы с шоу-бизнесом. Когда нет внятной программы – возникает острая потребность в узнаваемых персонах. Партия не может внятно ответить избирателю на простой вопрос: за что именно она предлагает голосовать. И тогда вопрос «за что» подменяется вопросам «за кого». И это касается не только так называемых «вождистских» партий, вроде ЛДПР или старого «Яблока». Практически все сегодняшние парламентские партии охотятся за медийными персонами – и на федеральном уровне, и на местных выборах. «Партия роста», к сожалению, представляет собой уникальное явление – партия, идущая на выборы с внятной, подробной, профессионально проработанной экономической программой. Мы обращаемся с конкретными рецептами решения конкретных проблем – и показываем, как эти конкретные пункты связаны между собой, почему они в случае реализации должны вызвать мультипликативный эффект. Предлагаем мы избирателям очень простую вещь, которую, кроме нас никто предложить не может – рецепт выхода из системного кризиса и перехода к экономическому подъему. Будем надеяться, со временем другие партии тоже начнут серьезно работать над своими программами. Пока они только пытаются заимствовать отдельные положения нашей программы, не понимая, что нельзя вытащить, скажем, схему канализации со второго этажа строящегося дома, и надеяться, что она каким-то чудом заработает в отрыве от всего проекта. Ведь каждое наше частное предложение в действительности является частью сложной системы, в которой каждый элемент многократно увязан с другими ветвями и направлениями общей стратегии роста. Заимствовать надо либо всю программу – либо уж придумывать что-то свое… Ну, насколько хватит профессионализма и понимания реальных проблем экономики, разумеется. Но, так или иначе, пока мы – единственная партия, не нуждающаяся в украшении списка кандидатов фигурами боксеров, актрис и акробаток. Мы демонстрируем направление, в котором необходимо двигаться всем остальным – от шоу-бизнеса к нормальному профессиональному парламенту.
– Каким вы видите электорат «Партии роста»? И соответственно, с какой проблематикой вы будете обращаться к этому электорату? Что партия сможет предложить своим избирателям?
Гарри Столяров: Ответ на этот вопрос вытекает из предыдущего. Поскольку главный наш козырь – экономическая программа, то и главный наш избиратель – тот, кто способен читать и понимать программные документы, анализировать предложенную аргументацию и делать собственные выводы. Тот, кто способен воспринимать только простые лозунги, кому нужно простое и понятное «Ура!» или «Долой!» – это, разумеется, не наш избиратель. Другое дело, что умных людей в России гораздо больше, чем кажется. Просто они теряют интерес к выборному процессу, и их трудно в этом винить. Ведь, по сути, сегодняшний российский «парламентаризм» сводится к четырем основным позициям: «Ура!», «Ура, но не так громко», «Долой!» и «Долой, но не все сразу». Наша задача – вернуть на избирательные участки тех избирателей, кто не находит в этих карикатурных лозунгах ответов на свои вопросы. Если мы справимся с этой задачей – наш результат на выборах превзойдет самые смелые ожидания. Не справимся – что ж, винить будем только самих себя… Но, конечно, очень бы этого не хотелось – поскольку в этом случае потеряем не только мы. Потеряют все, кто надеется на выход страны из затяжного кризиса.
– Какой результат на выборах всех уровней в 2016 году будет оценен как успешный?
Гарри Столяров: Успешным будет результат, который позволит выполнить поставленные цели – обеспечить представительство партии в законодательных собраниях всех уровней. Количественные показатели менее важны – просто потому, что мы, предприниматели и профессионалы, умеем вести переговоры, убеждать оппонентов в своей правоте, находить компромиссы и общие интересы… Мы способны стать посредниками, координаторами взаимодействия между всеми парламентскими партиями, которые сегодня, к сожалению, преследуя свои узкогрупповые цели, гораздо больше сил отдают имиджевым кампаниям, чем общенациональным проблемам. Другое дело, что чем больше будет наша фракция в каждом конкретном заксобрании, тем громче будет звучать наш голос, и тем внимательнее к нам будут прислушиваться.
– Какие риски вы видите для достаточно молодой партии? Как возможно их избежать?
Гарри Столяров: Риски у молодой партии всегда одни и те же – инерция основного числа избирателей, нежелание рисковать и ставить на «темную лошадку», и, опять же, инерция тех, кто уже махнул рукой на выборы и не очень следит за тем, какие новые предложения возникают на этом поле. И, как уже было сказано, основная задача нашей избирательной кампании – преодоление этой инерции… В нашем случае, правда, прибавляются и новые, не столь традиционные риски. Первый – уже упомянутое заимствование отдельных пунктов нашей программы – к примеру, инициатив в области ЖКХ. Помимо того, что в раздерганном состоянии, вне связи с остальными пунктами нашей программы, эти предложения теряют значительную часть эффективности – но происходит еще и обесценивание самих этих предложений, когда они сопровождаются не очень грамотными комментариями, либо дополняются уточнениями, искажающими первоначальный смысл. И, наконец, последний из новых рисков – это противодействие нашим инициативам, обозначившееся уже сейчас, еще до выборов. Не буду оглашать все слухи, приведу только один пример, относящийся к той же сфере ЖКХ. На недавнем съезде партии я предложил принципиально изменить схему оплаты капитального ремонта – после, а не до проведения ремонтных работ. Не буду сейчас вдаваться в детали, в целом это предложение преследовало несколько целей. Гарантировать своевременный и качественный ремонт, организовать контроль над расходом средств, и т. д. Идея была принята, многие наши кандидаты включили ее в свои предвыборные программы, очень интересным образом развивает ее дальше Оксана Дмитриева – и сейчас уже мы будем заимствовать ее вариант развития инициативы… И вот уже поступают сведения, что некоторые крупные московские управляющие компании ищут подходы к представителям других партий с целью уже сейчас организовать противодействие, нейтрализовать наши предложения, угрожающие бесконтрольности их деятельности. Понятно, что это только начало, противодействие будет нарастать. Нас ждут интересные и напряженные выборы.