Его имя гремело в Европе в начале-середине XX века. Открытки с его изображением хранили поклонники и поклонницы в России и за ее пределами. С его именем связаны в Свердловской области два города: Серов (Надеждинск) и Свердловск (Екатеринбург). Итак, речь идет о «боге легковесов», «Мистере Европа», атлете и борце-профессионале Вейланде-Шульце.
Сейчас уже немногие жители Серова помнят, что в прошлом веке внизу по улице Зеленой, примерно на углу с улицей Рабочей молодежи стояло деревянное здание цирка. До войны там работала собственная труппа, а возглавлял цирк человек-легенда – Кристап Вейланд-Шульц.
Впрочем, подобное относится и к жителям Свердловска-Екатеринбурга, в первом здании цирка которого выступали знаменитые с мировым именем борцы, в том числе и известный всей дореволюционной Европе Шульц.
Впрочем, «Шульц» – это был сценический псевдоним спортсмена, который тот впоследствии прибавил к своей фамилии. Сын латышского крестьянина, Кристап Вейланд родился в российской империи в Курляндской губернии в 1885 году. В 17 лет он стал победителем соревнований по поднятию тяжестей, но вскоре поменял специализацию и занялся французской борьбой, как тогда называли классическую или греко-римскую борьбу. В 21 год Кристап получил свою первую борцовскую награду на турнире в Риге. С того времени началась его спортивная, а затем и цирковая карьера. До революции Шульц стал победителем нескольких европейских турниров, два года подряд (в 1912-м и 1913-м) он признавался победителем Международного конкурса по красоте и атлетическому совершенству фигуры «Мистер Европа».
Кристап Кристапович Вейланд-Шульц (02.12.1885, хутор Граверы, Ауэрмюндская волость, Добленский уезд, Курляндская губерния, Российская империя — 07.07.1987, г. Свердловск, СССР) — латвийский / российский атлет, артист цирка и спортсмен, борец, тренер.
Бурные события начала ХХ века внесли свои коррективы в судьбу целого поколения граждан российской империи. После революции 1917 года Вейланд-Шульц остался в Советской России и устроился на работу в Московский цирк борцом-профессионалом.
В молодом государстве большое внимание уделялось культурному досугу трудящихся. И хотя важнейшим из искусств было объявлено кино, именно после революции впервые в России появились государственные цирки. Представления в них строились преимущественно таким образом: два отделения собственно цирковые номера, а третье – французская борьба.
В 1930-е годы в Надеждинский (Надеждинск – прежнее название города Серова – Прим.ред.) цирк прибыл новый директор – мастер французской борьбы Вейланд-Шульц. О том, какие выступления с участием легендарного Шульца смотрели наши земляки можно восстановить по воспоминаниям современников, которые наблюдали его поединки спустя несколько лет в уралмашевском цирке.
Сергей Степанович Агеев – известный краевед, научный сотрудник Музея истории Уралмашзавода, руководитель клуба краеведов, автор множества статей по истории Урала, Екатеринбурга и завода Уралмаш, автор книги «Неизвестный Уралмаш». В 2014 году был награжден медалью им. Н. К. Чупина за активную краеведческую деятельность.
Источник: «Уральский рабочий [2]»
Вот что пишет Сергей Агеев в альманахе «Уральская старина» № 10 /2008 года:
«Интересно, что из всех цирковых номеров ветераны-уралмашевцы помнят, прежде всего, французскую борьбу – очень модное в 30-40-е годы увлечение. До конца 1940-х профессиональная борьба не являлась самостоятельным видом спорта, а была лишь спортивным шоу. Чуть ли не в каждом цирке в разных городах России проводились свои «чемпионаты мира». Простодушная публика требовала эффектных номеров, и она, конечно, их получала. Это были зрелищные спектакли: каждый из борцов выступал в своем амплуа – героя, комика, трагика, злодея...
Летом в уралмашевском цирке разыгрывались «первенства мира» по французской борьбе. Претенденты были одни и те же: легендарный Кристап Шульц (самый небольшой по комплекции), красавцы-атлеты Алекс Мортон и Ян Цыган (он же Иван Куксенко), огромный Ширвис (имени его никто не помнит) и комично выглядевший благодаря своему огромному животу Али-Бурхан.
В свете вспыхнувших прожекторов на арене появлялся одетый в белоснежную рубашку и белые брюки рефери. Какое-то время он стоял спокойно под шквалом аплодисментов, будто давая возможность зрителям насладиться его безукоризненной внешностью, затем поднимал вверх правую руку и в наступившей тишине хорошо поставленным голосом изрекал:
– Сейчас вы увидите здесь лучших богатырей нашего времени. То, что вы увидите, надолго останется у вас в памяти, и, поверьте мне, ваши дети и внуки позавидуют вам.
После этого краткого вступления он делал два шага в сторону, освобождая выход, и звучно командовал:
– Парад алле! Маэстро, марш!
На мгновение воцарялась полнейшая тишина, наступал торжественный момент: занавес распахивался, и под гром аплодисментов на арену один за другим, медленно переваливаясь, выпячивая мускулистые груди, появлялись борцы. Завершив обход арены, они останавливались. В середину образовавшегося полукруга выходил рефери, и начиналось представление атлетов:
– Чемпион мира Кристап Шульц!
– Чемпион Азии Али-Бурхан!
– Знаменитый американский борец Алекс Нортон!
– Единственный в мире борец, владеющий приемом «железный мост», Ян Цыган!
– Обладатель феноменальной силы, могучий Ширвис!
Атлет, фамилия которого называлась, делал шаг вперед и церемонно раскланивался под непрерывные аплодисменты и звуки оркестра. Конечно, рефери явно преувеличивал достижения участников «чемпионата». Но не избалованные зрелищами зрители принимали все это вполне всерьез.
Понятно, что зрители болели за самых атлетичных борцов, делали ставки на них и часто проигрывали. Тот, кто не знал Али-Бурхана, ставку на него не делал. Но на самом деле мало кто мог его одолеть. Али-Бурхан только казался с виду неповоротливым, на самом деле он был хитрым и опытным борцом.
Иван Куксенко – атлет, известный публике как Ян Цыган, в 1938 году был награжден правительством высокой наградой — орденом Трудового Красного Знамени. Во время Отечественной войны Ян Цыган подарил Советской Армии два танка, купив их на собственные сбережения. Команда этих танков переписывалась с патриотом борцом. На снимке справа - экипаж танка «Борец Куксенко (Ян Цыган)» (фото предоставлено Л. Волобуевой (Советская Сибирь [3]). Погиб знаменитый борец в расцвете сил на 47 году жизни.
Рассказывают, что особенно напряженно проходили схватки гиганта Ширвиса с Шульцем, который был на две головы ниже и в два раза легче своего соперника. Вот поединок подходит к своему логическому завершению: Шульц извивается в мощных тисках великана, Ширвис бросает его на ковер, но тому с помощью невероятных усилий удается встать на мост. Всей тяжестью своего тела Ширвис тут же обрушивается на Шульца и начинает неумолимо дожимать его к ковру. Зрители видят, чего стоит это противостояние маленькому Шульцу: лицо и шея его приобретают темно-багровый цвет. Зрители полны негодования: они видят – Ширвис недозволенным приемом зажимает рот сопернику. В цирке творится что-то невообразимое, рефери, распластавшись на ковре, ящерицей крутится вокруг борцов. Вот он бьет по руке гиганта – убрать немедля руку, дать сопернику дышать. Своим видом рефери старается показать свою полнейшую независимость от кипящих вокруг страстей. Его миссия – честный спортивный вердикт: пусть победит сильнейший. Он делает попытку просунуть свою голову под лопатки Шульца, дабы вовремя зафиксировать прикосновение их к ковру. Ширвис уверен в победе! На секунду он поднимает голову, чтобы торжествующим взглядом отблагодарить своих поклонников за неистовую поддержку. Сейчас он еще раз докажет, что достоин такого почитания! Но совершается нечто фантастическое: ноги гиганта зависают на мгновение в воздухе, Шульц, как бы ввинчиваясь в ковер, делает на голове немыслимое движение, подобное штопору, бросается на своего соперника, успевая развернуть его в воздухе и затем накрыть своим телом, припечатав обеими лопатками к ковру. Рефери вскидывает вверх обе руки, фиксируя победу Шульца.
Обезумивший от ярости Ширвис с налитыми кровью глазами бросается на крохотного Шульца. Тот отскакивает в сторону и, спасаясь от грозного соперника, под непрерывный рев публики бегает вокруг арбитра, который, широко раскинув руки, старается как-то сдержать натиск Ширвиса. Атмосфера в цирке в этот момент не поддавалась описанию.
Одному Богу известно, сколько времени было потрачено артистами-борцами для того, чтобы эта «ключевая» схватка за звание чемпиона выглядела такой красивой и, главное, правдоподобной, полной трагизма. Цель была достигнута: одни поклонники буйно ликовали, другие буквально рвали на себе волосы…»
Когда Германия напала на Советский Союз, Кристап Шульц пожертвовал свой пояс чемпиона мира, отделанный драгоценными камнями на нужды Красной Армии. Бриллиантовый пояс (по слухам – подарок иранского шаха) был оценен в стоимость танка. Боевую машину назвали «За Родину!», за что Верховный главнокомандующий И.В. Сталин правительственной телеграммой лично поблагодарил легендарного борца за заботу о судьбе Родины. Стоит отметить, что на взносы цирковых артистов была построена целая танковая колонна «Советский цирк».
Цирк помогал расслабиться после изнурительных рабочих смен на производстве. Это хорошо понимали власти, и поэтому все борцы были забронированы от призыва в действующую армию. В конце 30-х годов цирк в Серове из-за ветхости был закрыт, и Вейланд-Шульц переехал в Свердловск, где накануне Великой Отечественной войны стал руководителем цирка.
Примечательным является тот факт, что Кристап Кристапович Вейланд-Шульц дожил до 102 лет! По словам современников, даже в этом возрасте он все еще мог гнуть монеты пальцами одной руки. Старожилы помнят, что он, сидя в коляске, часто появлялся в районе улиц Шевченко - Мамина-Сибиряка и в парке усадьбы Харитонова, одаривая детей медными пятаками, согнутыми им буквой «П».
Все послевоенные годы Кристап Вейланд-Шульц посвятил тренерской работе в ДСО «Локомотив» Свердловской железной дороги совместно с легендарным «Дядей Ваней» - Иваном Владимировичем Лебедевым (1879 -1950) — атлетом-гиревиком, борцом, арбитром и режиссёром чемпионатов борьбы, цирковым постановщиком и актёром, журналистом и литератором.
В Свердловском областном краеведческом музее хранится целая коллекция предметов Вейланда-Шульца. Чемпионский пояс в последний раз выставлялся шесть лет назад на экспозиции «Тайны бронированных комнат», а трубку, которую А.М. Горький подарил Шульцу, можно увидеть в музее «Дом Поклевских-Козелл». В прошлом году отмечался 130 юбилей со дня рождения нашего выдающегося земляка.
Елена Лейтланд
По материалам публикаций. Источники:
Альманах «Уральская старина». Литературно-краеведческие записки. Вып.10 – Екатеринбург: «Издательство «Баско», 2008.
Александров Н. Журнал «Советский цирк», 08.1959