Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) подготовил итоговый за 2015 год, 12-й, выпуск рейтинга эффективности губернаторов.
Как пишет газета «Известия», он основан на обобщенных результатах четырех выпусков рейтинга, вышедших в прошлом году. Основными факторами, определявшими динамику рейтинга, стали оценка населением работы высших должностных лиц регионов РФ, возможная аффилированность глав регионов с бизнесом и так называемый col-фактор (понижающий коэффициент, который применялся в отношении высших должностных лиц регионов, где в ходе избирательных кампаний на уровне субъекта РФ фиксировалось вмешательство исполнительной власти в деятельность политических партий).
По col-фактору и из-за конфликта с «Единой Россией» заметное падение отмечается у губернаторов Нижегородской области Валерия Шанцева (–21 пункт) и Ульяновской области Сергея Морозова (–16 позиций), из-за вмешательства в дела региональной ячейки партии власти пострадал и глава Самарской области Николай Меркушкин, за конфликт с ОНФ также поплатился местом в рейтинге глава Пермской области Виктор Басаргин (–5 позиций).
Первая десятка
Лидирующая десятка по итогам года практически не изменилась – первое место традиционно досталось губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрию Кобылкину, на второй позиции оказался глава Калужской области Анатолий Артамонов. На третьем месте губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Четвертое и пятое места поделили между собой глава Татарстана Рустам Минниханов и губернатор Тюменской области Владимир Якушев. Вслед за ними делят 6–7-е места губернатор Кемеровской области Аман Тулеев и глава Чечни Рамзан Кадыров. Замыкает десятку Роман Копин (Чукотский автономный округ). Фактически самыми устойчивыми лидерами рейтинга на протяжении года стали Артамонов, Кобылкин, Савченко и Кадыров. Их позиции в рейтинге стабильны и практически неуязвимы, что доказывает стойкость их положения в рейтинге.
Экономическая ситуация в 2016 году станет главным вызовом для высших должностных лиц субъектов РФ, отмечает глава ФоРГО Константин Костин. По его мнению, в будущем десятка скорее всего останется без особых изменений, однако закрепиться вторым в списке, например, Артамонову будет крайне проблематично.
Новые лица
Несколько губернаторов оказались в рейтинге впервые. В двадцатку лучших попали сразу два новичка — губернаторы Краснодарского края Вениамин Кондратьев (13-е место) и Сахалинской области Олег Кожемяко (16–17-е места).
Глава Республики Крым Сергей Аксенов открывает вторую группу губернаторов с высоким рейтингом. Он поделил второе и третье место с губернатором Ростовской области Василием Голубевым. Соответственно в общем рейтинге это 26–27-я позиции. А вот губернатор Севастополя Сергей Меняйло из-за внутриэлитных распрей оказался только на 48-м месте.
Еще один новичок – самый молодой губернатор – глава Амурской области Александр Козлов разделил позицию с другими коллегами, он на 51–54-м местах.
Константин Костин:
«Сергей Аксенов заслуженно высоко стоит в рейтинге. Крайне важно отметить, особенно на фоне Севастополя, что на территории Республики Крым исполнительная и законодательная власти работают совместно на благо жителей субъекта. Есть способы и процедуры, позволяющие сглаживать межэлитные противоречия. Мне кажется, достаточно очевидна разница позиций руководителя Крыма и главы Севастополя. Когда ветви власти находятся в ситуации перманентного противостояния, это негативно влияет на мнение граждан о работе руководства территорий. Положение Александра Козлова тоже оправданно».
Позитивные изменения
Безусловным лидером роста за 2015 год стал губернатор Ростовской области Василий Голубев (+18 пунктов). Как отмечается в пояснительной записке к рейтингу, на его позициях отразились активное участие Ростовской области в осуществлении политики обеспечения продовольственной безопасности и признание населением успехов правительства региона в сфере ЖКХ. Также правительство Ростовской области в течение года эффективно решало вопросы, связанные с беженцами из Украины, и проблему регулирования взаимодействия с приграничными регионами.
Вторую строчку среди лидеров роста занял губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко (+16 пунктов). Его показатели определили успехи областного правительства в социально-экономической сфере. Благодаря этому область стала регионом-донором и одним из немногих субъектов РФ, избежавшим секвестра бюджета.
Третье место в списке губернаторов, значительно улучшивших свои позиции за 2015 год, разделили глава Республики Калмыкия Алексей Орлов и губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров (у обоих по +15 пунктов).
На росте в рейтинге обоих сказалась проводимая ими в своих регионах социально-экономическая политика. В частности, правительство Ставропольского края в течение прошлого года смогло выработать и реализовать комплекс антикризисных мер, направленных на стабилизацию экономической обстановки в регионе, снизило долговую нагрузку. Край привлек по федеральным программам дополнительно свыше 2 млрд. рублей для осуществления проектов в социально-экономической сфере.
Конфликты ведут к потере позиций
Больше остальных в рейтинге упали губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев (–21 пункт) и губернатор Ульяновской области Сергей Морозов (–16 пунктов).
«Их падение обусловлено в первую очередь совокупным применением в отношении их деятельности понижающих коэффициентов col-фактора и фактора аффилированности», — говорится в материалах рейтинга.
Константин Костин:
«Рейтинг Морозова пострадал от вмешательства губернатора Ульяновской области в дела «Единой России».
Это нашло отражение в игнорировании решений руководящих органов партии, победившей на муниципальных выборах, в части выдвижения кандидатов на должности в муниципальном образовании, оказании административного давления на депутатов в целях избрания главы муниципального образования вопреки решениям руководящих органов партии».
Существенно снизились и позиции руководителя Самарской области Николая Меркушкина (–9 позиций). Снижение в рейтинге объяснялось его вмешательством в дела политических партий, но к нему в отличие от Шанцева и Морозова не был применен понижающий коэффициент. В частности, Меркушкин вмешался в дела «Единой России» после проведения предварительных выборов, попытавшись убрать из списков партии на выборах в районные советы, из которых формируется городская дума, лиц, победивших на праймериз. Его действия были аннулированы руководящим органом политической партии, говорится в пояснительной записке к рейтингу.
Напомним, что в преддверии единого дня голосования в 2015 году губернаторы Самарской и Нижегородской областей предприняли ряд мер для продвижения своих представителей в праймериз «Единой России», чем сильно подпортили имидж партии власти в этих регионах. Так называемые список Меркушкина и список Шанцева успели дискредитировать институт партийных праймериз, когда они стали активно проталкивать в победители ПВГ своих ставленников.
Однако оперативное вмешательство федерального центра ЕР исключил команды губернаторов из праймериз, вернув первоначальным победителям место в партийных списках.
Не менее скандальным выдался конфликт между новоизбранным руководством регионального штаба ОНФ и администрацией губернатора Пермского края. На тот момент, в ОНФ утверждали, что губернатор Басаргин оспорил итоги выборов сопредседателей ОНФ, и настаивал на том, чтобы новоиспеченный глава регионального штаба Геннадий Сандырев и Елена Шлыкова добровольно сложили с себя полученные полномочия. Без вмешательства федерального руководства «Народного фронта» дело также не обошлось, ситуация на какой-то момент стабилизировалась. Однако в дальнейшем «люди губернатора» по-прежнему оспаривали итоги выборов, но уже в судебном порядке. В центральном исполкоме ОНФ заявили о том, что ставленники Басаргина получили непосредственные команды от губернатора до конца оспаривать решения пермских «фронтовиков» и дискредитировать внутренними распрями региональный штаб общественников. В связи с этим Басаргин потерял (–5 пунктов) в рейтинге.
Аутсайдеры
Третью группу со средним рейтингом в 55–40 баллов (с 57-го по 85-е место) возглавили губернатор Пензенской области Иван Белозерцев (впервые в итоговом рейтинге), глава Свердловской области Евгений Куйвашев и спустившийся на 11 строчек руководитель Адыгеи Аслан Тхакушинов. Пять глав субъектов попали в годичный рейтинг впервые — это и.о. главы Коми Сергей Гапликов, губернатор Тамбовской области Александр Никитин, глава Северной Осетии — Алании Тамерлан Агузаров и губернатор Иркутской области Сергей Левченко.
Константин Костин считает, что Агузаров имеет большой ресурс для того, чтобы улучшить свое положение, а Левченко унаследовал с выборов конфликт элит, который способствовал его избранию.
Последнюю строчку рейтинга занял губернатор Ярославской области Сергей Ястребов. Он потерял 4 позиции по результатам этого года. Всего на балл его опередили губернатор Тверской области Андрей Шевелев (–1 позиция, 43 балла) и руководитель Пермского края Виктор Басаргин (–5 позиций, 43 балла).
Эксперт также отметил, что губернаторам Калининградской области Николаю Цуканову (–4 позиции, 45 баллов) и руководителю Астраханской области Александру Жилкину (–6 позиций, 44 балла) удалось переломить ситуацию в последнем квартале прошлого года.