![Арт-классный Урал](https://agenda-u.org/sites/default/files/field/image/9_old-art_orlova_inna_sn_agenda_2_1.jpg)
«Повестка дня» начинает серию материалов о «художественной кухне» Урала.
Первыми свои двери распахнули «Галерея русского искусства Old-Art» и «Арт-Класс». Развернулись они на площадке Центра культуры и искусств «Верх-Исетский» в Екатеринбурге. Ученики здесь в прямом смысле варятся в арт-компоте, постигают хитрости живописи и скульптуры в непосредственной близости от работ именитых уральских художников. В этом и следующих материалах серии мы расскажем, кто, как и зачем обучается искусству.
В центре «Верх-Исетский» нас встречает директор галереи и руководитель «Арт-Класса» Инна Орлова. Время для дополнительного образования раннее, но в художественной студии идут занятия. Взрослые рисуют натюрморты, маленькие – мишку.
Стены рядом с классными комнатами украшают работы учеников. Две небольшие выставки посвящены центральным темам года: литературе и 70-летию Победы. Стены говорят, а точнее рассказывают. О том, как пушкинский старик золотую рыбку поймал, и о дедушках, которые защищали родину.
– На днях открываем выставку в зоопарке. Еще готовим еще одну выставку – «Рождественские истории», которая потом из центра переедет в выставочный зал резиденции губернатора, – делится Инна дальнейшими учебными и творческими планами.
В зале с высокими потолками, где разместилась галерея, ощущаешь себя немного потерянным, но желание рассмотреть работы художников быстро приводит в чувство. Шарташский лес, охотник Прикамья – все это нашло отклик у уральских художников, чьи работы можно увидеть здесь.
– В коллекцию галереи сегодня входят работы заслуженных художников Урала, известных авторов из Москвы и Санкт-Петербурга, – рассказывает Инна Орлова, проводя нам экскурсию. – Часть работ здесь на постоянной основе, остальные в сменных экспозициях. Сейчас, например, идет выставка «Живописная история», рассказывающая о ярких исторических событиях из жизни Урала и России в целом.
«Галерея русского искусства Old-Art» встречает высокими потолками, гостеприимством и уникальными работами отечественных художников.
Изначально галерея создавалась как частная семейная коллекция, которая на протяжении более 25 лет создавалась семьей Орловых, пополнялась работами художников со всей России. Таким образом, в нее вошли более тысячи работ, в том числе картины известнейших уральских художников-патриархов Игоря Симонова, Ивана Слюсарева, Александра Бурака.
– Некоторые из тех работ, что представлены здесь, являются этюдами к большим диорамам в Севастополе, Перми, а есть и «госзаказ», например, «Реконструкция Невьянского цементного завода», «Дорога на Тюмень» – все это заказные работы. Либо от государства, либо от самих предприятий. Есть и довольно поздние, датированные 1982 годом.
Романтика труб и цехов в индустриальном пейзаже кисти Геннадия Калинина «Реконструкция Невьянского цементного завода» (1982 г.)
«Иконописная» манера изображения рабочих. Владимир Бушуев «Дорога на Тюмень» (1982 г.)
Снежный лес, большой парашют и аппарат, напоминающий космический корабль. Этюд к большой картине Александра Бурака. Художник посвятил ее нештатному приземлению советского космического корабля «Восток-2» с Леоновым на борту. В этом же зале расположились «Реконструкция Невьянского цементного завода» с дымящими трубами и пейзаж с рекой Чусовая в главной роли. А в соседнем – натюрморты с дичью, уральская рябина, величественное Верхотурье. Такое соседство, пожалуй, лучше любых слов говорит о том, как на Урале могут сосуществовать живописные природные ландшафты с горными хребтами, густыми лесами и промышленная составляющая, которая добавляет в общую картину своей неповторимой романтики.
У каждой картины своя история попадания в галерею. Например, «Уральская рябина. Первый снег» Николая Сурина прибыла в Екатеринбург из Краснодарского края. Там ее владельцем был переехавший на юг челябинец. Картину на прежнем месте жительства он оставлять не захотел и перевез ее с собой в Краснодар.
– Так и выходит: у искусства нет границ.
Летчики-космонавты Беляев и Леонов консультировали Александра Бурака при написании большой картины «Возвращение из космоса», а также благодарили уральского художника «Саше Бураку с пожеланиями, чтобы все воплотить в настоящую жизнь». На фото: один из этюдов к большой работе.
Величественное «Верхотурье» (1995–96 гг.), изображенное Александром Бураком. Один из старейших городов Урала оживал на полотне художника в течение 2 лет. Автор составлял образ города по нескольким этюдам.
Уникальными по своей колористике являются работы Авроры Сосновской. Ее картины по цветовому содержанию больше похожи на произведения художников-южан, с сочными яркими красками, в то время как уральская школа живописи тяготеет к приглушенным цветам.
– Есть такое мнение, что лучше всего устраивать пленэры именно в южных широтах, где естественное освещение днем не меняется, как на Урале.
В галерее есть и другие нетипичные для отдельных художников работы. Например, редкий восточный натюрморт живописца Ивана Слюсарева или картины маслом художника-графика Валентина Новиченко. Работы последнего, «Дыхание севера» и «Прибой», являются экспериментальными. При детальном осмотре можно увидеть, каким спектром различных техник и приспособлений пользовался художник. В «Дыхании севера» мастер распределял мазки масляной краски гребенкой, а изображенные на камнях лишайники были выполнены с помощью оторванных кусков бумаги, положенной на не досохшую краску с полотна. А его пена в «Прибое» выполнена в техники монотипия.
Здесь стоит остановиться и сказать: лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
Уральская природа в южных красках в исполнении Авроры Сосновской. «Шарташский лесок» (1950-е гг.).
– На площадке центра «Верх-Исетский» галерея работает уже 3-й год, – продолжает экскурсию Инна Орлова. – Первоначально у нас была идея открыть собственную художественную студию для обучения искусству взрослых, однако появился огромный интерес к занятиям со стороны родителей совсем маленьких горожан. Поэтому задумка художественной студии только для взрослых трансформировалась в «Арт-Класс» для всех возрастов: от 2 до 70 лет, – именно столько лет, по воспоминаниям Инны Орловой, было самым младшему и старшему ученикам.
В интервью «Повестке дня» мы расспросили Инну Орлову о творческих идеях художественной студии, учениках и мотивации. Все это в скором времени можно будет прочитать на нашем сайте.
Татьяна Хохлова
Фото: С.А. Новопашин, 2015