«Повестка дня» продолжает цикл публикаций о «Большом Екатеринбурге».
Императив «Общественного договора»
Напомним, 7 октября в Бизнес-центре «Президент» по инициативе АСИ, «Деловой России», Свердловского Союза промышленников и предпринимателей, Уральской ТПП, «Опоры России» и Общественной палаты Свердловской области, «Института системных политических исследований и гуманитарных проектов» состоялось первое мероприятие ТОП-Клуба [2], посвященное теме «Большой Екатеринбург».
Ниже приведем первые итоги работы Круглого стола «Общественный договор». Его модератор, руководитель Уральского отделения «ФоРГО», руководитель «Института системных политических исследований и гуманитарных проектов», заместитель председателя и секретарь Общественной палаты Свердловской области Анатолий Гагарин отметил, что на первых этапах проекта следует сфокусировать внимание на его экзистенциальных аспектах для того, чтобы уже на старте понять и нейтрализовать страхи и опасения всех авторов проекта – как обычных граждан, так и групп влияния (бизнес, наука, активисты, рекламисты, СМИ). Что в итоге и должно обеспечить массовость «группы поддержки» проекта.
Анатолий Гагарин на заседании ТОП-Клуба
Итак, какие цели ставились перед участниками Стола «Общественный договор»?
Необходимо было выработать смыслы и образы Большого Екатеринбурга, способные объединить для реализации проекта всех участников процесса (группы и персоны) на условиях общественного договора.
При этом эксперты стремились получить ответы на несколько вопросов.
1. «Большой Екатеринбург» или «Екатеринбургская Агломерация» уже существует по факту (города-спутники частично интегрированы между собой различными связями), но мы хотим получить современный проект Агломерации, ассоциации городов. Наша задача – прояснить, что такое Большой Екатеринбург, как мы его себе представляем.
2. Что нам мешает создать проект Большой Екатеринбург? Нужно увидеть барьеры и подумать, как снять их.
3. Что сделать, чтобы Большой Екатеринбург был не просто «территорией проживания», а стал таким «местом», куда хочется возвращаться, которым хочется гордиться? Общественный договор выступает необходимым инструментом достижения этих целей.
В итоге обсуждения эксперты определились по следующим позициям:
1. Прежде чем говорить о Большом Екатеринбурге, надо для самих себя понять глубинные смыслы, которые будем транслировать, чтобы проект зажил.
2. Уже затем нужно вырабатывать образы, бренды и думать, как их лучше популяризировать среди населения.
3. Эти образы должны быть связаны с нашей многовековой историей, природой, традициями и в то же время коррелироваться с современным опытом развития агломераций, новейшими технологиями.
4. Смыслы связаны с желаниями и волей людей. Анализ этих связей рождает образы комфортной среды обитания, места, где мы хотим жить: просторные хайвэи, вынос производства из центра города, «зеленые технологии», «смарт-город» – все то, что мы называем Умным, Зеленым, комфортным Большим Екатеринбургом (Екатеринбургской агломерацией). Среди позитивных факторов, которые привлекают людей к идее Большого Екатеринбурга, есть, с одной стороны, привлекательные факторы для периферии, а с другой – интересные для центра агломерации. Это должны быть немного разные факторы. Например, для центра – увеличение масштабов, расширение рынка, диверсификация производства, для периферии – это прежде всего повышение уровня жизни.
5. Мы предлагаем не абстрактные универсальные блага. Блага, которые мы предлагаем для всех участников этого проекта (жителей городов агломерации, местных элит, СМИ, гражданских активистов), должны быть специфическими для каждого муниципалитета – члена агломерации, учитывающими потребности, опыт и историю городов, конкретными, привлекательными для этих групп. Все это мы должны прописать, понять, чтобы эти блага в дальнейшем стали для них близкими и родными.
6. Отсюда возникла и тема страхов. Предлагая проект, мы видим, что часть людей пока еще боятся его. Пугает неизвестность, опасность потерять свое привычное и удобное, угроза быть поглощенным Городом-мегаполисом, страх ухудшения жизни. Мы должны сделать так, чтобы проект был для них понятным, комфортным, безусловно привлекательным и не вызывал у них чувство страха. Нужно учесть и воздействие многих наших комплексов («нестоличности», провинциальности, чрезмерного скептицизма, недоверия к решениям власти и т.д.). Мы понимаем, что участники, которые втягиваются в этот процесс, пугаются этих резких изменений. Поэтому мы должны жителям объяснить все позитивные стороны проекта с активным участием СМИ при помощи форумов, сайтов, где будут транслироваться и смыслы, и образы, понятные и привлекательные, которые будут снимать все страхи и комплексы при реализации этого проекта.
7. Особо отметим тему политической ВОЛИ, связанную с патернализмом населения. Даже представители СМИ пока еще не ощущают себя полноценными субъектами процесса, ждут особого решения властей, несмотря на соответствующие заявления руководителей региона. Поэтому особо подчеркнем необходимость полноценного многостороннего ДИАЛОГА (ПОЛИЛОГА) власти и гражданского общества, всех политических и деловых кругов региона.
8. Необходимо повышение субъектности участников проекта. Мы все должны ощущать себя субъектами этого процесса, участниками «слияния всех воль».
9. Участники круглого стола обсуждали как аналог статус «города федерального значения» в качестве образа, результата, с которым мы можем соотносить наши планы, средства, с помощью которого мы можем добиться реализации этой идеи. Мы понимаем сложность получения этого привлекательного статуса (обсуждались аргументы – «столица Евразии», «город, где был провозглашен БРИКС – родина БРИКС», «граница Европы и Азии» и др.).
10. Поэтому возникло и другое предложение – ввести в поле экспертного обсуждения новый статус «Город-агломерация», который может быть наделен особыми полномочиями, возможностями, в т.ч. и бюджетного/межбюджетного характера. Этот статус предполагает, что мы поднимем проект Большой Екатеринбург на совершенно новую ступень развития. Все прогнозируемые и уже обсуждаемые инвестпроекты станут особо привлекательными при изменении статуса проекта, его выходе на более высокий уровень.