![5 страшных фактов о Варфоломеевской ночи 5 страшных фактов о Варфоломеевской ночи](https://agenda-u.org/sites/default/files/field/image/24-08-15-07.jpg)
В ночь на 24 августа 1572 года, накануне праздника памяти Св. Варфоломея, в Париже начались массовые расправы горожан-католиков с протестантами (кальвинистами или гугенотами).
После Варфоломеевской ночи 200 тыс. приверженцев протестантизма покинули пределы Франции и осели в Англии, Германии и Польше. А сами протестанты до сих пор считают события 24 августа 1572 года и последовавшие за ними погромы в других городах – доказательство истинного лица католицизма.
1. Модераторы погрома
Эдуард Деба-Понсан. «Ворота Лувра утром Св. Варфоломея» (1880)
Религиозные войны во Франции продолжались несколько десятков лет. Две фракции – гугеноты и католики, по сути обладали собственными войсками. В 1572 году в Париже был хоть шаткий, но мир.
Принято считать, что Варфоломеевская ночь была спровоцирована Екатериной Медичи, матерью французского короля Карла IX. А посоветовали ей столь радикальное решение «гугенотской проблемы» ее советники из родной Италии – Альбер де Гонди и Лодовико Гонзага. После неудачного покушения на адмирала Гаспара Колиньи, одного из лидеров гугенотов, а также спустя шесть дней после свадьбы протестанта Генриха Наваррского и сестры короля Маргариты. Те, кто устроили погром, подгадали четко – поздравить одного из самых именитых гугенотов приехала себе на беду почти вся протестантская элита Франции.
2. Призыв к резне
![]()
Церковь Сен-Жермен-л’Осеруа
Набат, призвавший «добрых католиков» выйти на улицы и покарать «презренных гугенотов», прозвучал с колокольни церкви Сен-Жермен-л’Осеруа, расположенной в самом сердце Парижа, на Луврской площади. Первоначально колокольный звон должен был стать сигналом «верным людям» для устранения гугенотской верхушки, находящейся в городе. Тотальная резня началась позднее. Ведь чтобы зажечь пожар, хватает одной спички. А чтобы потом потушить, может не хватить и озера.
3. Правые и виноватые
Традиционно, гугенотов (всего в ходе Варфоломеевской ночи и погромах в других городах погибло до 30 тыс. человек) принято считать жертвами, а католиков – палачами. Однако начитавшиеся «Графини де Монсоро» люди забывают о том, что и сами протестанты были далеко не безгрешны. И хотя их антикатолические погромы носили менее масштабный характер, они все же были. Например, резня в Ниме в 1567 году, когда были убиты и сброшены в колодец епископского двора до сотни знатнейших католиков. Или попытка захватить короля Франции Карла IX, предпринятая гугенотами в 1566 году, более известная как «сюрприз в Мо». Так что нельзя считать гугенотов однозначными жертвами. К тому же историки склонны считать, что поводом для начала Варфоломеевской ночи были вовсе не религиозные распри, а политика.
4. Иван Грозный против
![]()
А. Литовченко. «Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею» (1875).
Европейские монархи восприняли новости о резне в Париже и других французских городах крайне негативно. Генриха Анжуйского (одного из идейных вдохновителей Варфоломеевской ночи), избранного королем Польши, немецкие дворяне именовали не иначе как «мясным королем». Королева Англии Елизавета также не могла взять в толк, в чем виноваты женщины и дети. А русский царь Иван Грозный и вовсе написал своему тестю, Карла IX, императору Максимиллиану II: «А что, брат дражайшей, скорбиш о кроворозлитии, что учинилось у Францовского короля в его королевстве, несколко тысяч и до сущих младенцов избито; и о том крестьянским государем пригоже скорбети, что такое безчеловечество Француской король над толиком народом учинил и кровь толикую без ума пролил».
5. Результаты резни
Как это цинично ни звучит, но организаторы и модераторы Варфоломеевской ночи полностью достигли поставленных целей. Гугеноты были обезглавлены, их верхушка (включая адмирала Колиньи) была вырезана. Помилованы были лишь принцы крови – но только при условии принятия католичества. Ни о каких религиозных войнах речи больше не было, и многие тысячи протестантов покинули пределы Франции. И, несмотря на то, что Варфоломеевская стал одним из кровавейших эпизодов французской истории и живым примером того, к чему может привести религиозная нетерпимость, государство после уничтожения мощной гугенотской политической фракции стало лишь сильнее. Что ничуть не умаляет безжалостности католических иерархов и политиков.
Источник: «Вечерняя Москва»