Конкурс логотипов Екатеринбурга породил бурные дискуссии об имени и судьбе города. Редакция ИА «Повестка дня» обратилась к известным на Урале специалистам в различных областях культуры и науки с предложением высказаться по этой теме, с учетом контекстов современного развития города, который по привычке называют «столицей Среднего Урала».
Сегодня для «Повестки дня» свои соображения высказал Андрей Мозолин – гуманитарный технолог, автор ряда культурологических и политологических проектов.
– Каким Вы видите идеальный логотип столицы Урала? Что он должен выражать?
Андрей Мозолин:
«У каждого, безусловно, будет свое представление о прекрасном, в том числе и об идеальном логотипе Екатеринбурга. А поскольку у нас очень разный город – он и промышленный, и политический, и православный, и старообрядческий, и молодой, и старый и т.д., и т.д. Каждый живет в своем Екатеринбурге, который зачастую никак не пересекаются друг с другом. Поэтому говорить о некоем идеальном варианте, который бы всех устроил, было и будет проблематичным. Возможное решение – сквозная тема, логотип, который адаптирован, «привязан» к различным граням разнопланового образа города. Что он должен выражать? Прожив в Свердловске – Екатеринбурге большую часть своей жизни, видишь, как стремительно меняется город. При этом эти изменения не отрицают, а принимают, включают в себя опыт предыдущих поколений. На мой взгляд, вот эту динамику, стремление, основанное на опыте и основательности и должен передавать логотип.
– Как Вы оцениваете предложенные логотипы Екатеринбурга и победивший в конкурсе новый логотип города? Почему?
Андрей Мозолин:
«Некоторые проекты были интересными, некоторые нет. Однако ни один из них не вызывает внутреннего отклика. Город и ощущение жизни в нем – это одно, а логотипы, которые были представлены – совершенно другое. Резонанс не возникает. Это относится и к победившему проекту».
– Нужны ли конкурсы логотипов? Если да, то как часто?
Андрей Мозолин:
Соглашусь с коллегами, есть много разных способов привлечения внимания общественности к городу. И конкурс логотипов – один из них. Безусловно, этот конкурс несколько взбудоражил людей, заставил их по-другому посмотреть на Екатеринбург и на себя, живущих в нем. На мой взгляд, сейчас проблема самоидентификации, определение направлений жизни города постепенно становится все более актуальной. Есть ощущение пробуксовки, замедления. Поэтому такого рода проекты нужны, но они далеко не всегда должны быть связаны с логотипами. Что касается периодичности, то это вопрос целей. Если цель – будоражить людей, то можно каждый год проводить, пока тема будет интересна. Если цель – обеспечить интериоризацию логотипа – победителя, то в ближайшие три – четыре года (если не больше) подобных конкурсов проводить не нужно.
– Какие Вы можете предложить формы и способы привлечения внимания к имени города и его продвижения?
Андрей Мозолин:
Мне нравится модель краудсорсинга, которая позволяет создавать «площадки», где люди сами могут предлагать свои проекты, в том числе и связанные с привлечением внимания и продвижением. Выше я уже сказал, что Екатеринбург – это не один, а много разных городов. Краудсорсинговая площадка Екатеринбурга может дать возможность для отражения и продвижения этого многообразия.