![Недавно прошедший конкурс логотипов Екатеринбурга породил бурные дискуссии об имени и судьбе города Недавно прошедший конкурс логотипов Екатеринбурга породил бурные дискуссии об имени и судьбе города](https://agenda-u.org/sites/default/files/field/image/03-08-15-19-1.jpg)
Недавно прошедший конкурс логотипов Екатеринбурга породил бурные дискуссии об имени и судьбе города.
Редакция ИА «Повестка дня» обратилась к известным на Урале специалистам в различных областях культуры и науки с предложением высказаться по этой теме, с учетом контекстов современного развития города, который по привычке называют «столицей Среднего Урала».
Сегодня для «Повестки дня» свои соображения написал легендарный человек, участник всех знаковых событий города Екатеринбурга - Андрей Козлов, придумавший в уже далекие годы (2008 год) «город Е на реке И».
Андрей Козлов:
«В 2007-2008 годах, если мы не путаемся в цифрах, гордума Екатеринбурга должна была заиметь свой флаг. Проект такого флага предложила команда администрации города, но ни одному (!) депутату гордумы проект флага не понравился. На очередное заседание команда администрации привела представителя геральдического сообщества, который объяснил, что флаг должен быть таким и больше ни каким, потому что: а) есть святые принципы геральдической символики, идущие со времен Средневековья, б) геральдика – историческая наука, в) геральдическая комиссия – комиссия при Президенте.
Но гордепы все равно флаг отвергли. Команда расстроилась, геральдист даже немножко истерического гнева изверг, но делать нечего. Представители электората проект не утвердили. Администраторы объявили конкурс, трали-вали, через год на одном из заседаний думы приняли слегка («на два миллиметра») измененный проект. Опять фактически единогласно. Коллективное бессознательное исполнительной власти победило коллективное бессознательное законодательной. Парадокс заключался тут в том, что в Средневековье принятие городского герба и флага означало, что городскому сообществу высшая власть дарует некоторые права и свободы, а геральдические символы это дарование символизируют. Нынешняя гордума уже по милости Конституции имела свое права местного самоуправления, но почему-то отказалась принять свой, какой бы по нраву ни был, символ своего самоуправления, то есть, как бы отказалась от своей «самостоятельности» уже даже в чисто символическом акте.
В оправдание городских парламентариев можно сказать, что сегодня геральдические символы не являются ярлыком-сертификатом, позволяющим самоуправление. Оные стали своего рода визуальным именем территории-города, брендом, логотипом. Как раз на бренд-логотип флажок с печкой и колодцем не годился. Этот герб даже не означал приверженности к традиционализму, памяти о демидовско-татищевской древности, так как старый екатеринбургский герб был другим, и другой герб геральдисты также забанили. Оправдание же в том, что логотип можно создать и без геральдической комиссии, назвав его логотипом, и даже и без гордумы, назвав его логотипом.
Логотип-герб-флаг-бренд города есть, с одной стороны, «имя», визуальный отличительный знак города, но также благодаря какому-то нетривиальному содержанию бренд-логотип создает идентичность городского сообщества, может усилить привлекательность места, а может, и наоборот. Чувствуя это интернет-сообщества города Е ополчилось против «как бы» победившего «как бы» на конкурсе логотипа, который предложили энтузиасты логотипного дизайна.
Один логотипный дизайнер, в соответствии со своими вкусовыми предпочтениями, взял со своими финансовыми друзьями и вбросил в екатеринбургскую Роспечать логотип «ЁБУРГ».
Меня за такой ЁБУРГ какая-нибудь Proza.ru отмодерирует, как нарушителя устоев священного русского языка, российского законодательство и так далее. А в оффлайне царит вековая тишина, все терпят откровенный антибрендинг, хотя клянутся мамой, что любят ЕКБ-папу всеми фибрами.
Я даже специально спрашивал одного депутата, а как же честь и достоинство полторы миллионов жителей нашего города, если книжка с надписью ЁБУРГ в каждом киоске Роспечати. Депутат был большой докой в законах и сказал, что ничего тут не доказать. Но я не верю и не согласен. Думаю, что если есть полномочия депутата, то можно добиваться. И можно, и нужно.
Но еще важнее, чем охрана от антибрендинга, позитивное создание хорошего, истинного бренда-логотипа, который бы многих согревал, чтоб «майд ин ЕКБ», так сказать, спонтанно появлялось на футболках.
Буква-вензель «Е» Лебедева по сути верна. Буква – самая суть, самый простой и энергичный бренд. Это мы (Арт-движение «Старик Букашкин») доказали в 2011 году. Это свершившийся факт. Тогда был представлен городу так называемый «временный памятник» (превьюшка-памятник) Букве Е.
Но дизайн в виде вензеля, конечно, «отстойно». Это даже не на «век Екатерины» похоже (это было бы минимум нормально), это похоже на американские сигареты с фильтром. Давно не курю, так что запамятовал сигаретные бренды.
Но также этот вензель – совсем не та Буква Е. Взята прописная письменная, а нужна прописная печатная Е с тремя параллельными линии, как триграмма из «Книги Перемен» («Книгу Перемен», кстати, перевел на русский язык впервые востоковед Юлиан Щуцкий, родившийся в Екатеринбурге).
Последний логоскандал – это разбивка слова «Екатеринбург» на три части – ЕКАТ-ЕРИН-БУРГ. Как бы гениально, но режет ухо. Надо быть самым глухим дизайнером, чтобы этого не слышать.
Логотип, нужно сказать, лишь отчасти, лишь в завершении является делом дизайнера. Это так легко понять, ведь логотип украшает, трансформирует, причесывает СЛОВО. Слово это не птичка, не черточки, не прямоугольнички-кружочки.
Письмена звучат, сначала было слово, – и так далее. Так что с этим «Екат-Ерин-Бург» дизайнеры накосячили и напортачили. Поломали, расчленили вещь грубым образом и сшили шиворот-навыворот. Логотип (как бы его не трактовали) – это выражение некого титульного территориального бренда. Через него и местные, и приезжие, и вновь подрастающие входят в «космос» места, причем не откуда невесть, а из самых сакральных и парадных подъездов. И это место не просто что-то в координатах на глобусе. Это люди-народ, которые тут живут. Это великий народ, и он не хочет быть меньше того, чем он уже является, что он есть по сути.
Бажовская ящерка – это замечательно, Главпочтамт – еще замечательней. Это все верно, за брендом-логотипом всегда стоит великая история. И если кому-то не очень нравится ящерица, то, надеюсь, потому, что хочет себя видеть еще больше, чем эта ящерица, чем убийство Романовых, чем пьянство Ельцина. И даже больше, чем шагающий экскаватор Уралмаша, хотя это весьма величественно, и 150 зданий в стиле конструктивизма тоже величественно (и Главпочтамт, и гостиница «Исеть», и бывший «Уральский Рабочий» и стадион «Динамо», – вот тут действительно уже необходим мозг дизайнера, чтобы все это обработать и выдать что-то лаконичное и классное, прикольное, смачное).
«Екат Ерин Бург» же плох и потому, что ломает абсолютно по-идиотски то самое слово, которое должен украсить.
EKATERiNBURG с перевернутой «i» с точкой (занял третье место, кстати!), тут действительно читается, что слово украшено, приподнято вверх. Но в так называемом логолидере «Екат Ерин Бург» буква Е аннигилирует, превращаясь в три черточки. Буква Е тут по замыслу должна стать синонимом слова ЕКАТЕРИНБУРГ, но поломано и слово, и буква, так необходимая вертикаль аннигилирована. И даже эстетическое потерялось. Дизайнеры, вроде бы, не должны быть глухи к эстетическому, но тут под влиянием каких-то внутрикастовых законов, впали в некий рационализм, арифметику, увидели что 12 букв и обрадовались – сакрально же. Но впали в противоречие с самими собою. Хотели «обожествить» букву Е, уравнять Екатеринбург с этой святыней, но тут же замазали святую букву десятью посторонними, создали мельтешение, утратили лаконизм, который, казалось бы, кому-кому, а дизайнерам должен быть понятен. Не говоря уже о том, что если в этом логотипе, свернувшим слово Екатеринбург втрое, букву Е все же увидит всевидящий глаз дизайнерского современника, то получится «ЕЕкатЕринБург», то есть, вообще, бред…. Где учились? У мадам Псаки? Пшик, а не логотип.
Один из комментаторов этого безобразия, Анатолий Гагарин, высказал мысль, что логотипов должно быть хотя бы десять, а народ выберет в процессе лучшее, выберет спонтанно, покупая преимущественно вещи с тем или иным логотипом. Причем сам процесс нагрузит лучший бренд отчасти и аурой отпавших брендов, так что пусть будет даже не десять, а 77 брендов, 77 логотипов.
Почему «77»? Да потому в первые 77 лет своего существования города, каждый из этих 77 лет содержал в себе сакральную цифру 7, иногда две цифры 7, а однажды (в 1777 году) даже три. А 78-ым годом в истории Екатеринбурга был уже 1800 год. Логотип должен вцепиться, зацепиться за историю - тогда он получится. Логотип остается словом, именем, а слово-имя – это история, это всё, это много.
Логотип-бренд непременно должен связаться со славной историей, со славными сынами города-места. Со времен былых много всего утекло, у нас теперь и новые герои, и новые антигерои появились. Велик свердловский конструктивизм, даже сегодня, во времена, освященные Кормильцевым, Балабановым, Букашкиным, Борисом Рыжим, он уместен и мы им гордимся, как и за радио Попова.
Эксперименты со словом Екатеринбург (целиком) в качестве логотипа еще не получатся из-за экспериментов пермского писателя, который впихнул маргинально-подзаборное осквернословленное название города в название своей того же стоящей книженции.
Кроме того, Поэт сказал: «Город Е» (имеем ввиду Борю Рыжего) .
Но раз именно три горизонтальных черты, мы можем обыгрывать и китайские триграммы, и триколор. Раньше, в давние времена, мы этого не могли делать, флаг был другой, одноцветный. Сейчас же – можем. К тому же, мы со времен Татищева и братьев Ползуновых тоже изменились, стали типа «опорным краем Державы». Давайте это обыграем. По дизайну должно быть, конечно, ближе к Малевичу, ибо конструктивизм – наш, и мы должны его забрать себе, как и букву Е, оставив Ё Симбирску, потому что Ё (факт!) придумал Карамзин, родившийся в Симбирске.
Конечно, Ё не станет супербрендом Симбирска, потому что там родился еще один литератор, еще более брендовый, чем известный русский историк, но нам эта буква тоже не нужна, пусть ее Пермь возьмет себе взад, город, который, промежду прочим, изначально назывался Ёгошинским Заводом, так что пусть Ёванов ЛЁха с Гуэльманом или ещЁ с какими человечками экспериментирует там, на берегах великой русской реки Камы.
А город-буква Е, которую арт-движение «Старик Букашкин» уже канонизировало фактически в 2011 году, будет находиться на реке И.
Это уже сделано, как мы и обещал «без гордумы», так сказать «народно», снизу.
Но даже если нам итог абсолютно виден, нужны все 77 логотипов, чтобы мозг общества поработал. Бренд-логотип работает на три адреса: 1) на приезжих иногорожан-иностранцев, 2) на нас самих, чтобы пуще гордились малой родиной и местом обетования, 3) для подрастающих школьников и 5-6-летних вундеркиндов.
Он хоть и буква-символ, но он есть волновой геном территории, в нем много всего, в нем должно разместиться вообще все, и он создается не только созданием и выбором картинки, но и всей публицистикой-беллетристикой вокруг бренда. Шумы и скандалы вокруг генерации бренда – это, в сущности, генезис некоего нашего нового самосознания, коллективного самоощущения. Бренд должен забирать для места-территории чем больше смыслов, тем лучше. То есть, и букву, и триколор, и радио, и супрематизм, и всякого рода малахиты, экскаваторы, разведчики Кузнецовы, – все бренд должен притягивать, как пылесос. И вообще надо для приличия с Димой Соколовым, с Шурой Шабуровым посоветоваться, а уж потом шуметь: «Мы тут логотип придумали, логотип придумали».
И между тем, в ЕКБ фактически родилась организация БРИКС, тогда еще называвшаяся БРИК. Это произошло в ЕКБ 16 июня 2009 года (тихо, тихо, пустынно было в городе тогда в то день, и где-то президенты 10 стран говорили, улыбались, смотрели друг другу в глаза, ели пармезан-хамон, смотрели в окно). Это самое великое событие на территории ЕКБ, а возможно, если углубиться в геополитические хитросплетения, и всего Земного шара.
Кстати, хлопотало по этому поводу правительство области также и затем, чтобы как раз побрендировать город Е. Событие прошло, а мы чё-то и забыли, зачем оно было ЗДЕСЬ. Эдуард Эргартович вспоминает и плачет.
То есть, букв Е можно где-то в центр установить пять штук, покрашенных под пять БРИКСовских флагов. Будет очень не серое место. Его, такой поликолор, даже из многополярного космоса будет видно. Многополярные люди ни Бажова, ни Биг-экскаватор не увидят из своего космоса. Дай бог им хотя бы Льва Толстого с Достоевским увидеть. А БРИКС – это, так сказать сверхновая. Заметят точно.