Президент России Владимир Путин принял решение принять заповедник «Херсонес Таврический» в федеральное ведение и включить его в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Об этом сообщила пресс-служба Кремля. Кроме этого, памятники и территории заповедника будут включены в реестр объектов культурного наследия народов РФ.
Ранее губернатор Севастополя Сергей Меняйло назначил директором заповедника «Херсонес Таврический», который входит в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, благочинного Севастопольского округа протоиерея Сергия Халюту. Однако в Кремле и Общественной Палате РФ раскритиковали решение губернатора. Зам. председателя комиссии Общественной палаты РФ по социальной поддержке граждан и качеству жизни Георгий Федоров даже лично обратился к главе Севастополя с просьбой пересмотреть свое кадровое решение, поскольку назначение священнослужителя Халюты на управленческую должность может усилить противоречия между научно-исследовательским учреждением и Владимирским кафедральным собором, которые и так сотрясали «Херсонес».
В разговоре с «Известиями» член Общественной палаты предположил, что в Севастополе «существует какое-то лобби, которое поспособствовало тому, чтобы именно Халюта стал руководителем большого заповедника».
Георгий Федоров:
«Не исключаю, что губернатор пошел по примитивному прямому пути, ведь верующие – это очень организованная целевая группа. Таким образом, он попытался заручиться поддержкой у большого кластера людей ради своих интересов, ведь РПЦ имеет влияние как на региональном так и на федеральном уровне.
Это может быть использовано другими конфессиями или в других регионах как прецедент, тогда споры могут привести к негативным социальным последствиям. В этом святом месте для многих людей и науки переплетено много интересов. Отдавать на откуп какой-либо одной группе «Херсонес» невозможно, учитывая, что там есть много разных пластов – исторических и культурных».
По словам самого главы Севастополя, решение было согласовано с министерством культуры РФ и патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Также Меняйло заявил, что такое назначение является самым правильным, «учитывая определенные противоречия между музеем и храмом, находящимся на территории заповедника». До этого момента (с февраля 2015 года) руководил крупным музейным и научно-исследовательским учреждением, в состав которого входит древнее городище, участки уникальной сельскохозяйственной округи, а также средневековые крепости Чембало и Каламита, ученый Андрей Кулагин (до февраля был завотделом подводной археологии этого учреждения).
Интересно, что в разговоре с «Известиями» Меняйло в свойственной для отставного военного манере прояснил, что назначать на должности в Севастополе – его прерогатива, поэтому об утверждении Сергия Халюты он «поставил Минкульт в известность».
В Кремле несогласованное назначение священнослужителя на руководящую должность также раскритиковали. Советник президента по культуре Владимир Толстой рассказал «Известиям», что уже советовался с президентом Союза музеев Михаилом Пиотровским на предмет создания экспертного совета из специалистов, которые и решат, кто из профессионалов сможет возглавить национальный заповедник.
Владимир Толстой:
«Это должен быть такой экспертный совет из специалистов – представителей Союза музеев России, Национального комитета международного совета музеев (ИКОМ России). Они должны предложить кандидатуры действительно специалистов. Потому что «Херсонес» нуждается именно в научном и высокопрофессиональном руководстве и управлении. Надеюсь, что у губернатора Севастополя хватит мужества признать допущенную ошибку и исправить ее.
Директор, которого не вполне законно сняли, прекрасно справлялся с обязанностями. В любом случае руководство музеем-заповедником такого уровня – мирового значения – может быть поручено только очень профессиональному человеку с высшим образованием, опытом работы в музейной сфере. Это прямо предписывают квалификационные нормы. Поэтому здесь даже очевидно нарушение имеющегося законодательства».
В СМИ уже появилась информация о том, что кадровые перестановки губернатору понадобились из-за пресловутой истории с плиткой. Настоятель Владимирского кафедрального собора хотел вымостить плиткой всю территорию вокруг храма, а музейное руководство выступило против. Сотрудники музея пояснили, что любые работы по законы возможны через публичный тендер и должны быть согласованы с Управлением по охране памятников, а изменение ландшафта памятника ЮНЕСКО и вовсе подлежит особой процедуре. Как только начались земляные работы директор музея Андрей Кулагин написал письмо в Управление охраны объектов культурного наследия. На следующее утро Кулагин был вызван к губернатору.