«И познаете истину, и истина сделает вас свободными», – эта цитата из Евангелия от Иоанна достаточно известна, так что мы воспользуемся ей как стартовой для нашей новой темы. Одно из ключевых понятий современного цивилизованного мира, на котором он и держится, это – либерализм.

Что мы знаем о либеральной идеологии? Что она одна ведущих идеологий в мире, составная часть в названиях ряда политических доктрин и партий? По определению Wikipedia, ЛИБЕРАЛИЗМ – это: «концепция личной свободы, чувства собственного достоинства, свободы слова, всеобщих прав человека, религиозной терпимости, неприкосновенности личной жизни, частной собственности, свободного рынка, равенства, правового государства, прозрачности правительства, ограничений на государственную власть, верховной власти народа, самоопределения нации, просвещённой и разумной государственной политики…» .

Конечно, нам, живущим в России, и познавшим «радости» этой идеологии совсем недавно, хочется поспорить как насчет «свободного рынка» с «правовым государством», так и «прозрачности правительства», «верховной власти народа», «самоопределения нации» и уж тем более «просвещённой и разумной государственной политики». Оставим это за рамками статьи, и посмотрим в корень понятия, чье содержание нам пытаются привить вот уже почти 20 лет.

Слово «либеральный» происходит от латинского Liber («свободный»). От него, как утверждают разные энциклопедии, и берет начало  ЛИБЕРАЛИЗМ – философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы атомарного (индивидуального) человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка.

В русский язык слово «либерализм» пришло в конце 18 века из французского  в связи с состоявшимися там известными революционными событиями, и обрело для русского монархического сознания значение «вольнодумства» с негативным оттенком. Причем, и в английском лексиконе того времени Liberalism также изначально имело негативный оттенок, но затем утратило его. Война американских штатов за независимость от Британии привела к возникновению первой нации, которая разработала конституцию на основе идеи, что правительство руководит государством с согласия руководимых. Авторы испанской конституции 1812 г., находившиеся в оппозиции по отношению к идеологии абсолютизма, первыми ввели в употребление слово «либерал» для обозначения сторонников политического движения. Так, начиная с конца 18 – начала 19 веков, либерализм стал одной из ведущих идеологий практически во всех развитых странах.

Столь затянутое цитирование «Вики» и прочих энциклопедий далеко не случайно. Это дает представление о всеобъемлющей презентации понятия «либерализм» как чуть ли не высшего достижения цивилизации в политической и социально-экономической сферах жизни. И все справочники, как один, перепевают одну и ту же песню о «свободе». Что уже вызывает подозрение. А раз так, значит нужно найти причины его.

Подсказка находилась рядом – на полке книжного шкафа. Это была «Энеида» Публия Вергилия Марона, изданная в СССР в 1971 году в серии «Библиотека всемирной литературы». Перечитав странствования Энея/Венея и его народа, кроме всего прочего интересно было найти подтверждение поэта о строительстве Рима этрусками, а не латинянами. Так вот, в обильных комментариях к «Энеиде» советскими специалистами как бы, между прочим, упоминается и некий Либер.

Оказывается, что ЛИБЕР – это одно из имен греческого ВАКХА (латинского БАКХУСА или БАХУСА – Bacchus), и смысл имени этого божка – «ОСВОБОЖДАЮЩИЙ ОТ ЗАБОТ»! Заметим, речь идет не о свободе человека как основополагающей категории, но как о некоей функции, сводящейся к расслаблению и отстранению, в том числе, и с помощью вина, от забот и труда. Затем в мифологическом словаре нашлось следующее подтверждение: «Либер в римской мифологии – древний бог плодоносящих и оплодотворяющих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Часто он отождествлялся с Бахусом». Скорее всего, это был один из эпитетов Бакха-Бахуса.

Оказался у Либера и женский аналог — Либера. В итоге Либеру, Либере и Церере в 494 до Р.Х. в Риме был возведен храм, ставший религиозным центром плебеев в борьбе с патрициями. То есть люмпены или, говоря языком Традиции, «внекастовые и межэтнические бастарды» стали претендовать на некие «права». Эта плебейская триада богов стала знаменем против патрицианской триады, почитавшейся аристократией Капитолия — Юпитера, Юноны и Минервы.

После окончания борьбы с патрициями, Либер вошел в общий римский пантеон и стал «куратором» свободных самоуправляющихся городов, отсюда и пошла первая в буквальном смысле – либеральная идеология. Кроме того, Либеру посвятили праздник «либералий» -17 марта, отмечавшийся пьянством и весельем. Непристойные песни этого праздника способствовали возникновению римской комедии. Позднее, Либер, прочно заняв нишу среди олимпийских богов, пользовался широкой популярностью во всем римском мире во времена Империи, и даже многие императоры теперь отождествляли себя с Либером, называя его также Дионисом (от др.греч. Diwonusojo).

Но это оказалось лишь прелюдией к истинной тайне Либера. Дальнейший поиск привел к еще более странным результатам.

Итак, в первой части нашего эссе мы выяснили, что за понятием либерализм стоит не «свобода», а «освобождение от забот», и связано оно с культом сомнительного божка Либера, он же Вакх и Бахус. Как оказывается, ни т.н. «древние греки», ни римляне не придумали его сами, а позаимствовали. Так, следы Либера привели в Египет. У египтян был некий культовый персонаж Вусирис, будущий греческий Вакх. Точнее, в греческих текстах он проходил под именем Бусириса, - мифического царя Египта, сына Посейдона (Эгипта) и Лиcианассы. Кроме того, встречается и греческое прочтение названия города Джеду в дельте Нила, написанное без гласных – Bw-Wsr, или Wsjr. Что означало «место Вусириса». Но по-гречески это звучало, по причине отсутствия в их языке открытых гласных, как «Осирис» как «Бусирис» /«Вусирис» (аналогично: троянский певец-поэт Омир – «не видящий мир», т.е. слепой, стал у ахейцев Гомиром/Гомером).

Другой миф отсылает к тому, что египетский Wsjr – Вусир /Осирис, известен тем, что считался богом загробного мира. Царствуя некогда над Египтом, он дал людям знание о земледелии и виноделии, а затем был убит своим братом – Сетом. Примечательно в этом сюжете то, что Сет был серпентоидом (змееподобным),  а не гуманоидом (человекообразным). А коль скоро он был братом Вусиру-Осирису-Вакху, то значит, тот тоже был «змеерожденным».

Тут, кстати, для любителей «змеиной конспирологии» (есть такое сообщество) - искателей следов древних разумных ящеров - рептоидов и серпентоидов, найдется подтверждение их воззрений на происхождение человеческой культуры от этих «змеерожденных». В частности, им приписывается миссия – научить людей сеять злаки, возделывать виноградники и делать пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото.  Сторонники этой необычной теории приводят такие доводы. Человеку с его красной, за счет ионов железа в составе гемоглобина, кровью нужны в питании плоды и зерна, содержащие достаточно много железа в своем составе. Это и понятно, иначе, где нам его брать, не из воздуха же… В земной коре железо, кстати, самый распространенный элемент. Заметим, ни в злаках, ни в винограде не содержится столько железа, сколько необходимо для полноценного восстановления его в организме. Зато в том и другом растении содержится много ионной меди (двухвалентной), определяющей синий и зеленый цвет соединений. Но медь в большом количестве нужна лишь тем организмам, в чей белок крови входит ион меди, определяющий серый, синий или зеленый цвет крови (не потому ли Осирис изображался с зеленой кожей?). Помните «Хищника» с его бирюзовой кровью, когда тот был ранен героем Шварценеггера? Вот-вот, типичный рептоид.

Из всего этого напрашивается вопрос: если нам не нужны (как ни парадоксально это звучит, для нас – потребителей хлеба и алкоголя!), как выясняется, ни злаки, ни виноград, то для кого они нужны, или для чего? Заметим, из них же в основном производится и пиво, и вино, и водка. Для чего? Вероятно, для нашего опьянения. А оно суть – гипноподобное состояние, к тому же добровольное. А «полусонным» существам внушать можно что угодно. Вот вам и возможная отгадка миссии Бусириса-Осириса-Вакха-Бахуса-Либера, обожествленного людьми. Получается следующее. В глубинных своих основах либерализм, как основная идеология западного мира зиждется, как минимум, на культе сомнительного божка, заведующего пьянством и «освобождением от труда», а как максимум – берет свое начало в «проекте» нечеловеческих существ (рептоидов) по манипулированию двуногими – нас с вами. И при этом, навеянная внушением реальность почитается как «свобода». Рабы, уверенные в своей «свободности». Грустно.

Кстати, когда-то в русском языке слово СВОБОДА писалась как СЛОБОДА (осталась, например, в сербохорватском языке), и происходило от слов «слабина», «послабление» - т.е. примерно что и Liber - «освобождение от забот,  послабление»… Поэтому в нашем языке различались СВОБОДА и ВОЛЯ. Свобода позиционировалась только на контрасте с рабством, тогда как Воля - абсолютна.

И совсем не странно, что при переводе слова «воля» скажем, на английский язык, возникает языковая неувязка: Воля - Will; вольный человек - free person. Но если захотим написать Will person, то получим примерно «тот, кто будет человеком». То есть получается, что русская Воля недоступна англосаксам? Поэтому, наверное, они и пользуются лишь своей Liberty, где  «свободный человек» - Freeman, а Free – еще по смыслу и «бесплатный». Оно и понятно.  

О тех же, кто желает «освободиться от забот», заботятся другие. В том числе, и с помощью технологий мягкого насилия: рынка, моды, ТВ, сериалов, рекламы, транслирующих образцы поведения для «свободных от забот».  Поэтому, как говорится  ВОЛЬНОМУ - ВОЛЯ, а рабу – свобода. Так, выбирая слова, выбираем жизнь.

Сергей Новопашин