В среду, 21 декабря Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) традиционно подвел политические итоги года.
Основные докладчики - глава фонда Константин Костин и руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Также в онлайн-конференцию по политическим итогам 2022 года приняли участие эксперты, руководители филиалов фонда.
В своем докладе Константин Костин изложил десять пунктов, которые, по оценке экспертов ФоРГО, можно отнести к главным итогам года. И все они весьма благоприятны для российских властей. Они были выявлены, по словам Константина Костина, путем опроса "экспертов Фонда и экспертов, которые сотрудничают с Фондом, с филиалами ФоРГО в регионах".
Первым из главных событий года по версии ФоРГО, стал общественный консенсус на основе общих ценностей, общей истории и необходимости создавать общее будущее.
"В первую очередь речь идет о том, что люди, оказавшись в достаточно непростых условиях - здесь и внешнее давление, и санкции, и ухудшение жизни (как следует из отчетов экономического блока нашего правительства, жизнь все-таки усложнилась), - тем не менее сплотились вокруг необходимости создавать общее будущее. Несмотря на все сложности… общие ценности оказались основополагающим фактором, определяющим общественные настроения и ситуацию в стране", - объяснил Костин и добавил, что способность российского общества сплотиться показала его "цивилизационную конкурентноспособность".
Также в главные политические итоги года вошли: новая конфигурация большинства на основе патриотизма и общей исторической судьбы, продемонстрированная стрессоустойчивость политической системы, антисанкционная работа правительства и Центрального банка РФ, проведение референдумов и интеграция новых территорий.
В этот же список попала «национализация элит 2.0»: спецоперация актуализировала вопрос о «порте приписки» для российской элиты, пояснил докладчик. И если раньше этот вопрос, прежде всего, касался политической элиты, то теперь свой выбор пришлось сделать представителям деловых кругов и сферы культуры.
Также Константин Костин отметил «усложнение общественно-политического потребления»: в условиях СВО у людей появился запрос на актуальную информацию в режиме реального времени, и за ней они обращаются и к соцсетям, и к интернет-СМИ. А из этого пункта вытекает и тезис о «высокой волатильности общественных настроений и оценок». Этот момент эксперт посоветовал особо учитывать партиям, так как их электорат до СВО и после — это разные люди. Наконец, замкнули десятку главных итогов года «действенный патриотизм» (работа волонтеров), в который оказалась вовлечена и молодежь, а также новая антиколониальная мировая повестка, драйвером которой стала Россия.
Алексей Чеснаков, в свою очередь, назвал уходящий год одним из самых парадоксальных, ведь он привнес во внутреннюю политику как определенность, так и неопределенность.
"Высокая вовлеченность в новости об СВО создает новые общественно-медийные явления, такие как: военкоры, "рассерженные патриоты" и др. Текущие обстоятельства создают предпосылки для идеологической переконфигурации ведущих партий", - говорится в документе ФоРГО.
Среди основных итогов года эксперты отметили и увеличение волонтерских организаций, а также создание новой многополярной модели мироустройства.
"Понятно, что все события, которые мы номинировали как внутриполитические итоги года, так или иначе связаны с СВО, либо стали ее следствием", - добавил Костин.