В 2022 году в Свердловской области пройдут выборы губернатора и депутатов 45 муниципальных дум, в том числе городской думы Екатеринбурга. Как на предстоящих кампаниях отразятся введение QR-кодов и закон «О публичной власти» – обсудили политологи и представители политических партий на заседании «Экспертного клуба Свердловской области».
Его руководитель Анатолий Гагарин отметил, что новый политический год уже начался после сентябрьских выборов и предложить коллегам оценить перспективы грядущих избирательных кампаний, а также основные темы и проблемы, которые привлекают внимание политических партий, органов власти и общественности на самом старте политического сезона.
«Предстоящие избирательные кампании предполагают активное участие как политических партий, политиков-самовыдвиженцев, общественных активистов. Уже сейчас наблюдается оживление политической активности, которое будет усиливаться», – рассказал Анатолий Гагарин.
По мнению экспертов, на новый политический сезон повлияет тема введения QR-кодов, на которой уже сейчас пытаются заработать очки некоторые партии. Однако опасно заходить в этом процессе слишком далеко, считает политолог, директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков.
«На мой взгляд, есть красные линии, дальше которых идти нельзя. Мы прекрасно понимаем, что QR-коды и вакцинация – это единственное, что позволит нам выйти из этого сложного времени. Я на сегодняшний день вижу одного политически ответственного игрока. Это «Единая Россия», которая берет на себя бремя непопулярных решений. А остальные отделываются политическим хайпом вместо того, чтобы всем дружно консолидироваться, а оппозиции – найти какой-то иной предмет для борьбы с властью», – заметил спикер.
Как считает директор Центра «Аналитик» Андрей Мозолин, тема QR-кодов вызвала протесты во многом из-за ухудшения социально-экономического положения россиян. В этих условиях, напоминает он, любая проблема может стать протестной.
Директор департамента политологии и социологии УрФУ Анна Гурарий связывает это и с растущей дистанцией между государством и обществом и, как следствие, недоверием к власти.
«Как принимать политические решения в ситуации тотального недоверия – большой вопрос. Это могут быть непопулярные решения, а какие решения будут популярные: отменить прививки, отменить QR-коды? Сейчас мы стоим на пороге принятия решения о вакцинации детей, и что будет при таком раскладе, я не берусь говорить», – отмечает эксперт.
Федеральная информационная кампания, сопровождающая вакцинацию и введение QR-кодов, явно провисает, отставая от событийного ряда, подчеркнул руководитель «Экспертного клуба Свердловской области» Анатолий Гагарин. Вместо системной разъяснительной работы людям предлагают только разрозненные мнения, часто исключающие друг друга.
Представители партий, выступающих как против введения QR-кодов, так и за него, объяснили экспертам свою позицию. Руководитель регионального отделения Партии роста Алексей Кабанов уверен, что система QR-кодов не ограничивает конституционные права и свободы граждан. Партия «Новые люди» выступает против нововведения, так как в ее программе сказано, что «вакцинация – это добровольный выбор каждого», пояснила руководитель аппарата регионального отделения партии Ирина Виноградова. Партия пенсионеров выступает за введение QR-кодов, но считает необходимым ввести диспансеризацию перед вакцинацией для людей старше 60 лет.
«Возможно, кому-то из них прививка противопоказана по медицинским показаниям. Соответственно, им нужно пройти диспансеризацию. Могут ли они на сегодняшний день пройти диспансеризацию? Они говорят, что ставят прививку, потому что без нее не могут встречаться с родными, а во-вторых, просто боятся. Дайте им пройти диспансеризацию. Мы считаем, что власть должна такую возможность обеспечить», – говорит глава свердловского отделения Партии пенсионеров Сергей Полыганов.
Не меньшее влияние на предстоящие выборы окажет и закон о публичной власти, полагают эксперты. Закон прошел уже два чтения, планируется, что он вступит в силу 1 июня 2022 года. Законопроект расширяет полномочия регионов, закрепляет максимальный срок полномочий губернаторов на уровне 5 лет и, что главное, позволяет региональным и местным парламентам полностью перейти на мажоритарную избирательную систему.
В Нижнем Тагиле переход на выборы по одномандатным округам уже поставил под сомнение участие нескольких партий в кампании. Алексей Кабанов заявил, что у Партии роста «нет цели выставляться везде» и что она может не выдвинуть кандидатов на муниципальных выборах в Нижнем Тагиле. Ирина Виноградова («Новые люди») и Сергей Полыганов (Партия пенсионеров) не исключили возможности участия своих партий в выборах, но признали, что новая система создаст дополнительные трудности.
Еще одно новшество заключается в том, что все депутаты получат статус госслужащих, а значит, должны будут предоставлять соответствующие декларации и отчеты.
«Мы, по сути, видим выведение бизнеса из официального истеблишмента. Потому что я с сомнением отношусь к тому, что многие из бизнесменов-депутатов согласятся быть в амплуа госслужащих. Мы помним, что когда ввели необходимость декларирования зарубежной собственности, первым, кто сложил свои полномочия депутата, был Игорь Иванович Ковпак. Это может вызвать какие-то иные политические реакции, потому что повысит роль других политических институтов, к примеру, Общественной палаты», – рассуждает Андрей Русаков.
Анатолий Гагарин видит в этом пункте закона потенциал для развития в России института лоббизма.
«Лоббизм предполагает институт советников, тех людей, которые могут быть теми профессионально подготовленными людьми, которые проводят те или иные решения, воплощают и вербализируют интересы бизнесменов для чиновников. В 1995 году бизнесмены сами решали эти проблемы, потом они начали «нанимать» депутатов, помогая им избираться, потом началась скупка голосов. Сейчас ситуация такова, что, согласно новому закону, бизнесу придется выходить из власти и выстраивать некую систему посредников, звеньев, чтобы их интересы могли быть профессионально и законно представлены», – полагает политолог.
Текст: Максим Начинов