
В жизни каждого здорового человека однажды возникает желание завести дома кошку, собаку или комнатные растения, но лишь единицы задаются вопросом, откуда у них такое желание? Один известнейших психологов Эрих Фромм объясняет это желание, называемое биофилией, «побуждением человека присоединиться к другим формам жизни». Полной противоположностью биофилии является некрофилия, крайние формы которой согласно Фромму проявляются в виде стремления к тотальному разрушению и являются психической патологией.
Как образец некрофильного характера Эрих Фромм приводит в пример Адольфа Гитлера. Фромм описал его как нарциссическую личность с ярко выраженными чертами некрофилии и садомазохизма. Другим примером данной патологии является маньяк Эд Гин, который делал из частей тел своих жертв столовые приборы, мебель, маски из человеческой кож и одежду.
Оба персонажа были осуждены за свои преступления, однако, сегодня в Москве на ВДНХ под маской просвещения немецкий патологоанатом Гюнтер Фон Хагенс показывает свою выставку «Body Worlds». На ней он выставляет на открытое обозрение расчлененные человеческие тела. Чтобы сделать эту экспозицию социально приемлемой, ее называют «анатомической выставкой», направленной на просвещение, как бы возвращая зрителей в эпоху Ренессанса, заявляя, что он работает в стиле экорше. Но так ли это на самом деле?
Экорше – это учебное пособие, скульптурное изображение фигуры человека, животного, лишённого кожного покрова, с открытыми мышцами. Однако, в отличие от работ Хагенса, этот стиль подразумевает сохранение анатомической формы, стараясь точно передать анатомическую структуру. Как видно, Хагенс не стремится к сохранению формы, скорее наоборот, он стремится к её расчленению и отделению частей тела друг от друга.
Это особенно видно, если мы сравним зарисовки Леонардо да Винчи из его альбомов с объектами Хагенса. В отличие от да Винчи, который создал символ симметрии человеческого тела – «Витрувианского человека», показал, как выглядят мышцы и некоторые органы, сохраняя целостность человеческого тела, и всегда подчеркивал ценность жизни. Хагенс расчленяет трупы, стараясь продемонстрировать зрителю именно мёртвую плоть, убирая из неё всё живое.
Согласно криминологу Гансу фон Гентигу, стремления к расчленению трупов, а также стремление видеть мёртвую плоть называется некрофилией. Эрих Фромм также выделяет в качестве характерной черты некрофилов стремление к разрушению, которое может проявляться в виде желания расчленения человеческого тела.
Эрих Фромм также писал, что причиной некрофилии может стать «гнетущая, лишённая радости мрачная атмосфера в семье, сонливость … отсутствие интереса к жизни, стимулов, стремлений и надежд, а также дух разрушения в социальной реальности в целом». Данное описание полностью соответствует той атмосфере, в которой рос Хагенс, родившийся в 1945 на территории оккупированной Польши. Гнетущая атмосфера, в которой взрослел Хагенс, была обусловлена его болезненностью, он был вынужден долгое время находиться в больницах. Собственно там его и увлекла медицина, под прикрытием которой долгое время скрывались его некрофильские наклонности.
Это также подтверждает тот факт, что в 2002 году Хагенс провёл публичную аутопсию тридцатилетней женщины в художественной галерее в Лондоне, которое было показано в прямом эфире на канале Channel 4. Несмотря на предупреждения от инспектора анатомии Ее Величества, чиновников британского правительства, а также 130 жалоб телезрителей Комиссия по независимому телевидению постановила, что программа не была сенсационной и не нарушала правила вещания.
Аналогичная история происходит сейчас в Москве на ВДНХ, формально выставка не нарушает никаких законов. В этом и проявляется феноменология больного общества, где некрофилия прикрывается маской ренессанса и ставится на один уровень с Кунсткамерой им. Петра Великого и Музеем патологической анатомии Сибирского государственного медицинского университета.
Как писал Эрих Фромм, в работе «Здоровое общество»: «Вера в человечество без веры в человека приводит к бесчеловечности». Выставка Хагенса лишает человека веры, демонстрируя его патологию и болезненность. По этой причине мне хочется призвать читателей отказаться от посещения выставки Хагенса, прячущегося под маской Ренессанса, в пользу посещения музеев патологической анатомии.
Текст: Олег Долгицкий специально для ИА "Повестка дня". Изображение: Альбом рисунков Леонардо да Винчи, Анатомические зарисовки, 1513 год (коллаж)