В начале XXI века общество усиленными темпами начало отказывать от стандартизации в пользу разнообразия. Услуги стали более клиентоориетированы, а запрос на уникальные предложения вырос, при этом в популярной музыке начались совершенно обратные тенденции по направлению спроса. Он стал крайне ограничен запросом на нарциссов, страдающих от психических заболеваний. О том, что творится с кумирами мировой сцены на стыке двух столетий с ИА «Повестка дня» поделился клинический психолог и судебный эксперт-психолог Олег Долгицкий. Приводим размышления автора без редакции.
Примерно три года назад умер Gustav Elijah Åhr, более известный, как Lil Peep, умер от проблем с наркотиками, употребление которых привело его к смерти. Ему был 21 год. После смерти Lil Peep, его композиция в чарте Billboard Hot 100 [2] в октябре 2018 года с треком «Falling Down [3]» с XXXTentacion [4], которая достигла 13 позиции.
И буквально в этом же году умирает и сам XXXTentacion [4], от ранения, полученного в результате нападения. Его настигает смерть в 20 лет. Его сингл «Sad!» сразу же занимает первую позицию в Billboard Hot 100 [2]. После чего мода на детей с суицидальными тенденциями, поющих о своих чувствах, наркотической зависимости и психологических проблемах, окончательно закрепилась в качестве ведущего тренда в музыке.
Фирменный трэп-звук создававшийся с использованием 808-х драм-машин ещё в начале 1980-х стал шагать по планете. Хрустящие снэйры, быстрые хай-хэты, синт-клавиши, а также оркестровки медных духовых, струнных, деревянных духовых и клавишных твёрдо закрепились в популярной музыке и держатся там по сей день даже в русской поп-музыке. Во многом потому что делать бит на этом устройстве могут даже школьники, а они, впрочем, и делают.
Свято место пусто не бывает и позиции Billboard Hot 100 [2] заняли Tekashi69 и Lil Pump. Первый, занимая 4-ю позицию в Billboard Hot 100 [2], был осужден за преступную деятельность сексуального характера по отношению к ребёнку, за которое получил четыре года исполнительного срока. Tekashi69 самый старший из четверых музыкантов, ему 24. Lil Pump, автор трека и мема «Esskeetit [5]», который перекочевал в Россию во многом благодаря Фэйсу и его «Эщкере», также неоднократно был арестован за нарушение закона, среди которых: использование оружия в населённом пункте, за вождение в без лицензии, за хранение наркотических средств. Ему на сегодняшний день 20 лет.
Всех этих исполнителей объединяет резкий взлёт популярности и экономической состоятельности, одиозная внешность, характеризующаяся множеством татуировок на лице и яркими причёсками, а также проблемы с законом, употреблением наркотических веществ, и проблемы с психикой, которые на мой взгляд выражаются в явной нарциссической симптоматике, источники которой коренятся в проблеме капиталистического общества. Нарциссизм, как свойство характера заключается в чрезмерной самовлюблённости и завышенной самооценке, — грандиозности [6], в большинстве случаев не соответствующей действительности. В условиях капитализма данные молодые люди действительно добились грандиозных экономических успехов, но при этом:
- Ни один из них не закончил среднюю школу.
- Все они имели проблемы с законом.
- У всех отмечаются проблемы с наркотиками.
- Двое из них уже мертвы.
Данные примеры являются ярчайшей иллюстрацией несостоятельности леволиберальных и либертарианских позиций, с точки зрения которых данные музыканты являются уникальными сатрапами, которым даже образование давать было не нужно. Никаких затрат и огромные прибыли, но рыночек в итоге порешал и Lil Peep’а, и XXXTentacion [4]’а.
В это время в России почётные должности нарциссов заняли Face и MORGENSHTERN.
В отличие от своих западных прототипов, наши соотечественники смогли закончить среднюю школу, правда Face всё же имел плохую успеваемость и частые приводы в полицию. Алишер зашёл чуть дальше, ему удалось поступить на первый курс института, откуда он, однако был отчислен после того как на практике в школе предложил ученице заняться сексом в туалете и записал это на видео. На лицо аналогичные нарциссические тенденции, как свойство характера, заключающееся в несоответствии уровня самооценки, не соответствующей действительности, сопровождающиеся резким экономическим взлётом.
Очевидной становится связь Трэп-культуры и «Клуба 27», членами которого были влиятельные музыканты, умершие в возрасте 27 лет, иногда при странных обстоятельствах. Взрослея, члены «Клуба 27» были не поняты своим окружением, отвергались им также как и представители Трэп культуры.
Предпоследние члены «Клуба 27» Дженис Джоплин и Джима Моррисона отвергали за остроту их ума и опережающее развитие. Принято считать, что психологические проблемы (связанные, в основном, с лишним весом) начались у Дженис в подростковом возрасте: она тяжело переживала издевательства сверстников (в городе, где была, как позже вспоминала, «чужой среди тупых». Фильм Моррисона, который был его выпускной работой, не восприняли ни преподаватели, ни студенты. Джим очень переживал и даже хотел покинуть университет за две недели до окончания, но преподаватели отговорили его от этого решения. Родители Моррисона просто отвергли, когда он сообщил им, что хочет создать свою рок-группу после окончания университета. Даже после смерти родители так и не приняли его.
Последние члены «Клуба 27» Курт Кобэйн и Эми Уайнхаус уже больше походили на современных Трэп исполнителей. В их биографии также отмечаются: gроблемы в средней школе, проблемы с законом, с наркотиками, суицидальные тенденции. И эти тенденции у последних выражены более значительно, чем у Моррисона и Джоплин.
Всех артистов, представленных выше объединяет одно и то же – проблема с их социальным окружением и несоответствие ему. Однако, если Моррисон и Джоплин своё окружение опережали, Кобейн, Уайнхаус, Lil Peep, XXXTentacion [4], Ekashi69 и Lil Pump явно до него не дотягивают. И если более старые, модерновые исполнители отражали эпоху детей, которые опередили своих родителей, переселившихся из деревень в города, то современные постмодерновые исполнители отражают свою недееспособность по отношению к постиндустриальному обществу.
Смерть социальных институтов, кризис модерновых идеологий и политическая нестабильность порождают не только больное общество, но и больных людей, которые пытаются в нём жить. Это означает что современная педагогика и психология должны концентрироваться на проблеме индивидуального развития человека и его соответствию тем нормам, которые были обозначены ещё в прошлом веке. Ведь как показывает музыкальная индустрия, современные исполнители не дотягивают до музыкантов прошлого, подобно тому как современная молодёжь не дотягивает до постиндустриального общества.
«Учиться, учиться и учиться» - вот, что необходимо делать, чтобы спасти себя и своих близких перед лицом глобального капиталистического общества, рыночек которого уже порешал множество талантливых молодых людей.
Текст: Олег Долгицкий, специально для ИА "Повестка дня". Фото: Борис Ярков