«Повестка дня» продолжает обсуждение [2]поправок в Конституцию Российской Федерации.
Вирус с известным теперь названием, не отменил все те вопросы, которые требовали решения еще в январе, но сделал их еще более насущными. Глобальная эпидемия изменила весь мир, и ничто больше не будет по-прежнему. Поэтому еще более значимым становится обновление Конституции, тем более, что поправки, разработанные еще до эпидемии, опередили свое время, а решения, принимавшиеся, исходя из духа этих поправок, оправдали себя. Теперь важно закрепить их на будущее в Основном законе страны.
Это касается и развития отечественной науки.
Шестой технологический уклад, о котором лет как двадцать говорили и писали ученые и футурологи «Знаниевого реактора», «Искры инноваций» и проекта «Нетократия», похоже, наступает. Наступает активно и заметно.
«Меняющийся мир, новые экономические условия и технологическая революция несет с собой неизвестность и требует новых стратегий развития», - Сергей Переслегин «Шестой технологический уклад. Пространство возможностей», ноябрь 2019 г.
Техноуклад, где объектом управления становится не управление жизненным циклом изделия циклом или конструкторско-технологического решения, но управление жизненным циклом модели поведения, порождаемой новыми материальными технологиями, – отмечал еще в 2006 году Александр Денисов в работе «Нетократия как стратегический субъект 21-го века».
Это новый мир, предполагающий системы с искусственным интеллектом, использование роботов, биотехнологии и природоподобные технологии, развитие генетики, персонализированной медицины и пр.
Термин «технологический уклад» [3] является используемым в отечественной экономической науке аналогом понятий «волн инноваций», «технико-экономической парадигмы» и «технического способа производства». Впервые он был предложен в 1986 году советскими экономистами Д. С. Львовым и С. Ю. Глазьевым в статье «Теоретические и прикладные аспекты управления НТП»
Стране необходим резкий рывок, чтобы совершить полноценный переход в новый техноуклад, подобно тому, как благодаря сталинской индустриализации, основанной не в последнюю очередь на всеобщем бесплатном целостном, системном образовании, был совершен небывалый ранее переход в четвертый техноуклад из «недоделанного» в царской России техноуклада третьего…
Поправки в Конституцию позволят России включаться в гонку ведущих стран, которые уже распределяют места под солнцем нового мира, и не все из них рады видеть Россию в первых рядах. Тем желанней и правомерней для нас стремление вновь поднять престиж науки и образования, обеспечить молодежи доступ не просто к информации, но к знаниям.
Президент РАН Александр Сергеев [4] уверен, что Россия не сможет конкурировать с ведущими странами без развития высоких технологий, а это невозможно без масштабной поддержки науки.
Поэтому руководство страны поставило перед отечественной наукой амбициозные цели: Россия должна войти в пятерку ведущих стран по приоритетным для страны областям науки, сделать привлекательной работу в России для российских и зарубежных ученых, а также обеспечить опережающий рост внутренних затрат на научные исследования по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны, - пишет «Российская газета» [4]
В частности, в статье 71 пункт «е» предлагается изложить в следующей редакции: «установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования» (читаем на портале [5] Государственной Думы).
Также в 6-й главе вносится корректива о том, что правительство проводит единую политику в области научно-технологического развития. Всего в новой Конституции на регулирование вопросов, связанные с развитием науки и технологий, отводится четырем статьям. Благодаря поправкам к основному документу страны ожидается повышение престижа науки, которая получает статус национального достояния.
Заметим, что последние три месяца – период борьбы с эпидемией, показали, что только эффективное и полностью самостоятельное научно-техническое развитие позволяет стране справляться с глобальными современными угрозами.
«От работы российских ученых, исследователей, разработчиков вакцин и медицинских технологий зависит и здоровье людей, и независимость страны. Поправки о поддержке науки демонстрируют свою жизненную важность. Это очевидно. Поэтому, неудивительно, что (по данным ВЦИОМ), 89% россиян считают необходимым закрепить в Конституции обязательство государства поддерживать научно-технологическое развитие России, сохранение и развитие ее научного потенциала». – отмечает глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин.
В свою очередь научно-технический прогресс, и его ускорение требуют и адекватных решений в государственном управлении, которое должно быть более оперативным и эффективным.
«Конституция принималась в 1993 году. Это была другая страна и другая эпоха. Между Россией времен Ельцина и Россией 21 века такая же разница, как между городским таксофоном и новым смартфоном. Они не могут работать по одной и той же технической инструкции. Конституция - это и есть такая «инструкция» для работы и жизни целой страны, поэтому ее нужно обновить и усовершенствовать», - резюмирует Константин Костин.
Сергей Новопашин, эксперт ФоРГО