![локализация политической повестки как вызов для власти / Фото: Давыдов.Индекс](https://agenda-u.org/sites/default/files/field/image/p1200045-_1_0_0_0_0_0_0.jpg)
Как ранее заявил [2] глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин, в последнее десятилетие в мегаполисах политическая повестка приобретает сегодня все более приземленный, локальный характер, уходя от глобальной проблематики. Горожан начинает волновать состояние окружающей их городской среды, они начинают проявлять активность, акцентируя проблемы, связанные непосредственно с общественными пространствами города.
События последних дней (с 13 марта) в Екатеринбурге всколыхнули федеральную повестку, указывая на тот факт, что протест недовольных екатеринбуржцев против строительства храма на месте сквера на набережной нашел отклик и в других регионах страны, не говоря уже о столице. Это и является свидетельством того, о чем недавно говорил К.Костин в докладе на офлайн-сессии [2] «Давыдов.Индекс» и накануне - в интервью [3] «Ведомостям», а именно – сформировавшимся трендом, имеющим как экономический, так и электоральный аспекты.
Константин Костин: Политическая повестка приобретает сегодня все более приземленный, локальный характер. Наиболее ярко это проявилось в последнее десятилетие в Москве и других мегаполисах. Представления о том что такое общественные пространства, расширились. Во всех городах-миллиониках и не только, строится огромное количество прекрасных прогулочных зон, набережных, и совершенно очевидно, что, это, в том числе ответ политиков, ответ власти на все более четко проявляемый запрос людей...».
Протесты жителей Екатеринбурга против строительства храма в сквере на набережной реки Исеть продолжались несколько дней. Напомним, инициаторы строительства и власти объясняют свой выбор места желанием восстановить к 300-летию Екатеринбурга собор Св.Екатерины. Екатерининский горный собор (1764 г.) был варварски уничтожен большевиками в 1930 году, но находился на площади Труда (бывшей площади Екатерининской).
Вопросы, касающиеся повседневной жизни людей, приобретают большое значение, отмечает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «Для власти это становится вызовом. Там, где региональные власти считают такие вопросы малозначимыми, возникает эмоциональная реакция граждан, где-то такие вопросы решаются спокойно – для этого есть много процедур: от инструментов цифровой демократии до разговора с людьми».
Недовольство граждан и возникновение таких конфликтов не обязательно проявится на выборах, это скажется в первую очередь на уровне социального самочувствия, доверия к региональным властям и будет влиять на политическую стабильность на территории, считает эксперт: «В любом случае это диссонанс между ожиданиями людей от того, что должны делать чиновники, и тем, что они на самом деле делают».
В подтверждение тезисов главы ФоРГО доцент кафедры политических наук УрФУ Руслан Мухаметов добавил: «Публичное противостояние между сторонниками строительства храма и сторонниками сквера началось не сегодня. Оно длится с 2010 года – с момента обнародования планов возведения Собора на площади Труда в период губернаторства А.С. Мишарина. Другое дело, что сегодняшнее выяснение отношений отличается своей масштабностью, конфликтностью и публичностью. Представляется, что если посмотреть на него более глобально, то это конфликт между прошлым и будущим. Разворачивающиеся события обнажили целый ряд проблем (до так называемых « гуляний у Драмы»). Это и недееспособность политических институтов, и отсутствие коммуникации между властью и обществом, «глухота» органов власти».
Безусловно, локализация политической повестки становится мощным фактором региональной политики и вызовом для власти, которая объективно должна расценивать этот вызов как риски.