Как ранее сообщило ИА «Повестка дня» [2], в преддверии выборов в Московскую городскую думу руководитель Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин заявил о создании новой модели прогностики, которую планируется также опробовать в 2020 г. на выборах в региональные законодательные собрания, а в 2021 г. – на выборах в Госдуму.
ФоРГО намерен использовать данные ежемесячных опросов в Москве, а также результаты анализа медиа, соцсетей, поисковых запросов по кандидатам в Мосгордуму – все эти показатели вместе с результатами выборов будут загружены в нейросеть, которая по задаче должна выдать формулу, по которой нужно сопоставлять данные для первого прогноза, который затем будет корректироваться.
«Социологи живут вне сценарного прогнозирования, а люди сейчас в один день могут сказать, что им нравится врио губернатора, а через два дня – после какого-то высказывания, действия или публикации – все может измениться, - акцентирует Костин, - поэтому нужно использовать и другие данные – мониторинг медиа и соцсетей, фокус-группы, электоральную статистику, сопоставление новых и старых показателей», - считает глава ФоРГО Константин Костин.
Известный челябинский политтехнолог Алексей Князев по этому поводу отмечает, что социология как подход к изучению общественного мнения - это инструмент, эффективность которого зависит от целого ряда факторов, таких как искренность респондентов, интервьюеров, состояние сознания общества.
«Появилось много новых терминов типа "клиповое сознание", "информационный стресс" и другие определения, характеризующие изменения психологии человека. У нашего современника за день происходит больше событий, чем у наших прадедов за год. Количество потребляемой информации выросла в разы. Мир другой, люди другие. Я согласен с Константином Костиным в необходимости применения сетевых технологий в социологии, и уверен, что будущее её в новых методиках и средствах… Сегодня, пожалуй, только интернет-опрос может обеспечить хоть какую-то анонимность. Остальные методы (телефонник, лицом к лицу) скомпрометированы, они не дают респонденту почувствовать себя анонимом. Или, например привычная фокус-группа, по собственному опыту, уже не может показать групповую динамику так же эффективно, как комментарии в социальной сети. Запрос на совершенствование методики с учетом изменений психологии и цифрового развития общества, очевиден. Поэтому инициатива ФоРГО здесь весьма кстати», - поддержал коллег Князев.
Екатеринбургский политтехнолог Дамир Ямбушев, в свою очередь, акцентирует социально- экономический аспект электоральной проблематики:
«Администрация Президента ищет новые пути победы на выборах. В связи с возникающими проблемами общества и нередко запоздалой реакцией властей на эти проблемы, в большей мере в экономическом секторе, ожидаемо возникают оппозиционные настроения. Проявляются они и на выборах, особенно на местном и региональном уровнях. Проявляется это и в практике, когда избиратель голосует по принципу "против всех". Поэтому, поиск новых и более адекватных путей изучения общественного мнения, предлагаемый Константином Костиным, вызывает одобрение. Подход к социологической практике и прогностике, заявленный главой ФоРГО, несомненно, свидетельствует о комплексном подходе при анализе состояния социально-экономической повестки в регионах, уровня удовлетворения населения результатами работы представителей исполнительной и законодательной власти, и других параметров».
Политолог и социолог Валентин Добрынин, комментируя инициативу ФоРГО, отмечает, что существующая у нас социология – только небольшая часть процесса, необходимого для прогнозирования и соцполитпроектирования.
«Очень хорошо, что кто-то, в данном случае – Фонд развития гражданского общества, пытается по-новому взглянуть на ситуацию, апробирует новые подходы, в частности сценарное прогнозирование. Сегодня, когда взят курс на открытость власти, учёт запросов общества и профессионализм в управлении процессами, – сценарное прогнозирование крайне важно. Да, нужны медиамониторинг, исследование соцсетей, особые фокус-группы, сопоставление новых и старых показателей электоральных историй и профессиональная обработка Big Data. При этом, немаловажно, какая методология будет закладываться в обработку таких данных», - заключает он.
Фото: Борис Ярков