
Представители региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Свердловской области заявили о стопроцентной готовности к работе после 1 января 2019 года. Своими соображениями и планами с ИА «Повестка дня» поделились руководители ООО «ТБО «Экосервис» (обслуживает западную зону с центром в Первоуральске) Радик Хисамутдинов, филиала компании «Рифей» (работает в северной зоне с центром в Нижнем Тагиле) Федор Потапов и ЕМУП «Спецавтобаза» (деятельность охватывает восточную зону с центром в Екатеринбурге) Григорий Вихарев. Топ-менеджеры и эксперты рассуждают о перспективах внедрения новых методов работы, позитивных изменениях для населения региона, а также вопросах, еще остающихся открытыми.
Подготовительный этап на Среднем Урале, действительно, не обошелся без эксцессов. На протяжении длительного времени все ждали утверждения территориальной схемы обращения с ТКО, а затем тарифов за оказание услуги по сбору и вывозу мусора. Одновременно «Рифей» в судебном порядке пытался оспорить правомерность присутствия на рынке другого оператора – ЕМУП «Спецавтобаза», впрочем, безуспешно. Далеко не везде параметры тарифов, изначально предложенные компаниями, устраивали чиновников. В частности, тариф, заявленный «Рифеем», вызвал критику со стороны мэра Нижнего Тагила Владислава Пинаева.
В конечном итоге Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, в том числе с учетом уровня доходов граждан, заметно урезала параметры. «Рифей» был вынужден согласиться на тариф 845,87 рубля за кубометр мусора вместо расчетных 1173,9. ООО «ТБО «Экосервис» получил тариф 713,57 рубля, а ЕМУП «Спецавтобаза» - 697,76 рубля. Таким образом, жители региона в зависимости от места проживания и типа жилья будут платить за услугу от 117 до 182 рублей в месяц. Отметим, что тарифы, утвержденные РЭК, в итоге оказались немного выше, чем ранее озвучивал замминистра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егор Свалов. Чиновник предполагал, что тариф не превысит 670 рублей за кубометр. Впрочем, следует понимать, что в тариф входят, к примеру, имеющие устойчивую тенденцию к повышению транспортно-логистичские расходы.
Стоимость услуги для населения рассчитана, исходя из утвержденных нормативов образования мусора. Для екатеринбуржцев, проживающих в многоквартирных домах, он составляет 0,213 кубометра, а для жителей частного сектора – 0,261. Для населения, проживающего в области, норматив, соответственно, 0,169 и 0,19 кубометра. С января плата составит 148,6 и 182,1 рубля с человека в Екатеринбурге (многоквартирники и частный сектор). В восточной зоне за пределами столицы Урала – 117,92 и 132,57 рубля, в северной – 142,9 и 160,71 рубля, а в западной – 120,59 и 135,57 рубля. Однако за свои деньги жители региона получат в будущем организованную и современную систему сбора, вывоза и переработки отходов, напрямую влияющую на улучшение экологической ситуации.
Операторы стоически восприняли секвестр предлагаемых тарифов. Во всяком случае Федор Потапов заметил: «В составе тарифа РЭК утвердила те цифры, которые посчитала экономически обоснованными для конкретных территорий. Мы будем стараться уложиться в эти тарифы и организовать свою деятельность таким образом, чтобы услуга не ухудшилась, а улучшилась. Мы также будем создавать инфраструктуру, которая обозначена территориальной схемой».
В свою очередь, возглавивший по решению главы Екатеринбурга Александра Высокинского в середине декабря ЕМУП «Спецавтобаза» Григорий Вихарев дал понять, что не намерен идти на конфронтацию с коллегами по рынку.
«Сейчас нам не до выяснения каких-либо отношений. Работать надо», - лаконично сообщил руководитель в ходе диалога с представителями СМИ.
По всей вероятности, в ближайшее время стоит ожидать и снижения градуса напряженности во взаимоотношениях регоператоров с муниципальными властями. Во всяком случае, представители «Рифея» обозначили готовность к диалогу с Владиславом Пинаевым и не стали отрицать вероятность регистрации предприятия в Нижнем Тагиле. Это, по мнению мэра, позволить более тщательно контролировать ее работу, а также пополнить налоговыми поступлениями муниципальный бюджет.
Все операторы, таким образом, продекларировали свою техническую готовность работать в новых реалиях. С 25 декабря компании открыли «горячие линии», где население могут проконсультировать по вопросам, связанным с обращением с ТКО. Кроме того, жители получили возможность проинформировать о невывезенном вовремя мусоре, что, как правило, бывает весьма актуально в период новогодних и рождественских праздников. Отметим также и поручение Александра Высокинского, отданное главам районных администраций. Они в связках с квартальными инспекторами и участковыми должны контролировать чистоту во дворах и регулярность вывоза отходов. Тем самым глава Екатеринбурга продемонстрировал личную вовлеченность в решение актуальных для мегаполиса вопросов.
Стоит отметить, что Екатеринбург в контексте обращения с отходами на общем фоне выделяют и управленцы федерального уровня. Такого мнения, в частности, придерживается и министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрий Кобылкин.
«Екатеринбург занимает первое место в России по сбору вторсырья и вторичной переработке. И это удивительно, потому что туда вторичный пластик привозят даже из очень отдаленных территорий – только для того, чтобы переработать в гранулы, а из гранул изготовить то или иное сырье. Екатеринбург – это одна из лучших практик, там – территория мастеров, демидовские корни», - заметил накануне глава федерального ведомства.
При этом, по словам руководителей регионального Министерства энергетики и ЖКХ, на старте работы модернизированной модели основной задачей станет обеспечение стабильного вывоза ТКО с территории всех населенных пунктов Свердловской области. Что касается собираемости платежей, управленцы предвидят сложности на первом этапе, приводя аналогичные примеры.
«Старт первого этапа с 1 января связан, прежде всего, с организацией вывоза отходов. Наша главная задача, чтобы с этой даты все ТКО вывозились с территории всех населенных пунктов. У нас из части поселений они вообще никогда не вывозились, кидали в соседний овраг. И сейчас задача – охватить работой все территории. К этому мы готовы. Документация вся готова. Что касается сбора денег, то это вопрос будущего. Первые платежки придут в конце января - начале февраля, и тогда будем с ним выходить. Вы и сами в курсе, какая сейчас задолженность у населения по коммунальным услугам, и мы прогнозируем, что она и в этом случае будет высокой. Будем работать. Есть судебная практика, будем через нее решать проблемы. С этим уже сталкивались, с теми же капремонтами, а сейчас Фонд капремонтов очень хорошо работает, снял множество вопросов», - поделился с изданием ожиданиями замминистра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егор Свалов.
За стартом новой модели работы с ТКО внимательно наблюдают и представители экологического сообщества. О факторах, сопутствующих ее внедрению, изданию рассказал член Российского экологического общества и рабочей группы Минпромторга по разработке стратегии развития промышленности переработки отходов Сергей Завьялов.
«Абсолютно ясно, что стоит ждать кассового разрыва у всех региональных операторов (об аналогичных прогнозах и связанной с ними вероятностью привлечения кредитных средств ранее говорил и Федор Потапов – прим. ред.). Все операторы об этом знают. Даже при хорошей работе он продлится до полугода. Уже действующие операторы с этой проблемой столкнулись и понесли многомиллионные убытки. Еще один вопрос – будут ли получаемые средства направляться на строительство необходимой инфраструктуры. Как известно, у нас запущен национальный проект «Экология», в рамках которого предусмотрено выделение финансирования на создание мусоросортировочных и мусороперерабатывающих заводов», - предполагает эксперт.
Помимо этого, аналитик указывает и на примеры успешной работы уже действующих компаний, а также их сотрудничества с властями. В конечном итоге в выигрыше остается и население.
«Если в субъектах найдут взаимопонимание с местными властями и договорятся о реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства в рамках концессионных соглашений, то успешное продвижение возможно. К примеру, УК «Лидер» в Москве (в роли акционеров выступают «Внешэкономбанк», ПАО «Газпром», НПФ «Газфонд» и «Газпромбанк» - прим. ред.). Она обладает серьезными ресурсами, строит мусоросортировочные комплексы, сдает и получает тариф для себя, в котором уже заложены их инвестиционная составляющая, и потом входит с ним в общий тариф регоператора. То есть концессионный объект может и не принадлежать оператору. «Лидер» выбрал стратегию, при которой у него нет планов собирать платежи и отвечать за вывоз мусора, они строят инфраструктуру, закладывая норму доходности и заключают договор с операторами, гарантированно получая объемы ТКО», - приводит пример работы на рынке Сергей Завьялов.
В ряде регионов, по наблюдениям эколога, у властей «просыпается устойчивое внимание к проблематике». Одной из форм эффективного решения вопроса, считает эксперт, является создание экотехнопарков (комплексов предприятий по обработке, сортировке и переработке мусора). В частности, о создании таких площадок ведутся переговоры в Тюмени, Костромской области и Крыму. Летом текущего года планы по созданию экотехнопарка обозначили и на Среднем Урале – этот сценарий развития событий диктует ежегодное увеличение объемов отходов на 150 млн тонн.
Такие параметры накопления мусора, по мнению экспертов, после завершения стартового этапа неизбежно вызовут необходимость решать и другие вопросы, связанные с дальнейшим использованием ТКО. Особую актуальность последующая сортировка и применение приобретают для крупных агломераций и мегаполисов, в том числе и Екатеринбурга.
«Саму логику реформы я оцениваю как позитивную. Есть два ключевых фактора. Первый из них – это изменение системы управления отходами. Мы выстраиваем ее не с момента образования, а с момента их переработки. Это означает, что мы делаем акцент на конечной стадии, и деньги потребителей услуг, то есть нас с вами, сразу получает оператор, и выстраивает цепочку не от колес, которые раньше чаще вели в лес, поскольку за размещение мусора на полигонах нужно платить, а от конечного потребителя. Второй фактор – это комплексный уровень решения задач, при котором на выходе мы должны получить более чистую экологическую ситуацию», - полагает профессор высшей школы урбанистики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», профессор кафедры государственно-частного партнерства Финансового университета при правительстве РФ Сергей Сиваев.
Ряд вопросов, связанных с реализацией задач, на данный момент, по мнению эксперта, остаются открытыми. Как они будут решаться, зависит не только от властей, но и от населения.
«Хорошая политика в этой сфере – максимальная переработка. Она зависит от нескольких параметров – от того, стимулирует ли ее государство, поскольку мусор мало сортировать, важно, чтобы он был кому-то нужен. В агломерациях эту проблему решить проще, поскольку мусора накапливается значительно больше. Вторая задача – потребительская. Чем лучше разделяется мусор на начальной стадии, тем проще затем с конечной переработкой. Головная боль для всех агломераций – что делать с теми отходами, которые нельзя переработать. Назову два принципиальных момента – высокая степень вторичной переработки, в других странах до 70%, у нас сейчас лишь 5. И второй – что делать с «хвостами». Моя позиция – необходимо грамотно вести разъяснительную работу и использовать современные технологии, чтобы люди понимали, что сжигать с качественной очисткой лучше, чем закапывать, перекладывая решение проблемы на будущие поколения», - заключил ученый.
Фото: Борис Ярков