
Пенсионная реформа находится в топе общественного обсуждения уже не один месяц. До вчерашнего дня ее необходимость и содержание объясняли представители высших органов исполнительной и законодательной власти, а 29 августа по ключевым позициям предстоящей пенсионной реформы высказался президент Российской Федерации. Обращение Владимира Путина снова вывело вопросы и проблемы реформирования на первые позиции, - пишет Сергей Ищенко на портале «Крымские новости [2]»
Не удивительно, что их комментируют и обсуждают на всех площадках – в средствах массовой информации, в социальных сетях, в общественных местах.
Свое видение данного обращения президента страны транслируют экспертное сообщество, и, в первую очередь, эксперты Фонда развития гражданского общества (ФоРГО).
Так, глава ФоРГО Константин Костин считает, что своим прямым обращением, президент отреагировал на запрос общества на разговор, желание услышать мнение национального лидера, человека, которому доверяют по чувствительной для граждан теме.
«Глава государства дал откровенные и развернутые ответы на вопросы, волнующие людей: почему именно сейчас необходимы изменения в пенсионном законодательстве, нельзя ли было подождать, были ли другие варианты», – говорит Константин Костин.
Руководитель крымского филиала ФоРГО Наталья Киселева акцентирует внимание на том, что в президентском обращении четко сказано о необходимости сохранения региональными властями льгот для пенсионеров. При этом в своем телеобращении Владимир Путин отметил, что считает «принципиальным сохранить на переходный период, до завершения преобразований в пенсионной системе, все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2018 года».
«Эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию», – сказал президент. – Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет».
Что же касается региональных льгот, то глава государства отметил необходимость их сохранения, не обозначив возрастные рамки.
«Но, – как считает Наталья Киселева, – следуя логике президентских предложений по пенсионной реформе, касающихся федеральных льгот, на региональном уровне было бы целесообразным не просто сохранить их, а также, по аналогии с федеральными льготами, на переходный период оставить возрастные границы на право их получения. В таком случае существующие в Крыму и Севастополе льготы для пенсионеров – в оплате за услуги ЖКХ, при проезде на общественном транспорте и другие – было бы правильным сохранить на переходный период для женщин при достижении ими 55 лет и мужчин с 60 лет».
По мнению руководителя крымского филиала ФоРГО, покажут только результаты всеобщих опросов общественного мнения, которые, наверняка, будут проводит социологические организации.
В свою очередь, председатель Экспертного совета ФоРГО Леонид Давыдов в интервью СМИ «Новые известия [3]» отметил:
«Что хорошо в выступлении Путина? То, что он выступил с этим обращением. Проблема важная, проблема всех волнует. Президент лично донёс свою позицию, предложил меры по сглаживанию удара для тех категорий граждан, для которых это будет наиболее болезненно. Объяснил, почему это горькое лекарство нужно принимать. В принципе сделал то, что должен был сделать руководитель».
Леонид Давыдов, продолжая тему соцопросов, заданную его крымским коллегой Натальей Киселевой, отмечает, что есть определённая вероятность угасания протестной повестки, вызванной планируемыми изменениями пенсионной системы.
Это мы узнаем недели через две, к середине сентября, когда будет социология, которая вберёт в себя это выступление. Понимаете, в чём дело, взять можно было только одним: я этот закон не подпишу. Президент этого не сказал, взял ответственность на себя. Он рискнул своим рейтингом. Несмотря на поправки, разделил с правительством ответственность. Если до этого Путин говорил, что он не знает, правительство занимается, сейчас он знает, проект видел, полностью в курсе и несёт ответственность. Если рейтинг по-прежнему тефлоновый, то на нём это не отразится. Было уже в истории этого политика случай, когда все считали, что он обломит рейтинг, а это рейтинг не обламывало. – говорит Леонид Давыдов [3].
Подводя итоги рассуждениям коллег о рейтинге президента и социальной реакции граждан на изменения пенсионной системы, Константин Костин, руководитель Фонда развития гражданского общества, отмечает следующее [3].
«Не совсем правильно говорить о таких конъюнктурных задачах как рейтинг, работа с протестными группами. Речь идёт об изменении уклада жизни в стране и о том, чтобы создать такую систему обеспечения жизни пенсионеров, которая бы гарантировала им достойную жизнь и не создавала угроз для национальной экономики, для развития будущих поколений. Те, кто сегодня молоды, только начал свою трудовую деятельность, через десять лет должны занять высокооплачиваемые рабочие места. А их могут создавать только конкурентоспособные производства.
Чтобы так происходило, важно, чтобы система социального обеспечения учитывала все риски.
Безусловно, в выступлении Путина было озвучено очень много важных мер. Во-первых, снижение предлагаемой планки пенсионного возраста для женщин с 63 до 60 лет, отдельные льготы для матерей, для отдельных профессиональных и этнических групп (малых народов), людей, которые заняты на вредных производствах. Но наиболее важным мне кажется тон и подход этого разговора. Основное, о чем говорили люди всё то время, когда обсуждалась эта реформа, было важно, какие были варианты, почему именно сейчас, можно ли было отложить. Ответ на все эти вопросы прозвучал. Честный, откровенный.
Путин попросил сограждан о понимании, и с высокой степенью вероятности он это понимание получит. Он политик, у которого самый высокий уровень доверия, и люди услышат его аргументы. Люди негативно относятся к представителям финансово-экономического блока и не склонны им доверять. Крайне важно, что эти слова прозвучали от политика номер один, от того, кто пользуется максимальным доверием.
Я не ожидал бы резких изменений рейтинга. Общество должно всё пережить, переосмыслить, перестроить свою жизнь. Влияние этой темы на рейтинг будет разнонаправленным. Я думаю, что рейтинг будет находиться в рамках того плато, на котором находится сейчас с небольшими колебаниями вверх-вниз. Понятно, что оппозиция будет пытаться набрать очки и популярность. Но Путин ведёт себя как ответственный государственный деятель, а не как политик. Политик думает о предстоящих выборах и рейтинге, а государственный деятель – о развитии своей страны на десятилетия вперёд».