И был вечер. И догорала заря.
2017 год. Закончился двадцатилетний срок договора Михаила Горбачева с Рональдом Рейганом (республиканцем), а также дополнительных соглашений к договору Бориса Ельцина и Джорджа Буша (также республиканца). По ним, договору и допсоглашениям, Россия обязалась не только разоружиться, не только создать новое законодательство и новую экономическую парадигму, но и инкорпорировать во власть младореформаторов, прошедших обучение под зорким оком Запада. Их ни под каким предлогом трогать было нельзя в течение всего срока действия договора; они должны были выполнить миссию перехода России в новую свободную рыночную систему. Казалось, двадцати лет с лихвой хватит…
В 2012-2013 годах в США поняли, что РФ идти в западный рынок не шибко-то хочет, и даже начала играть свою игру и по своим правилам. Раз так – договор денонсируем, и нате-получите Украину с последующими санкциями всего цивилизованного мира.
Однако в ответ Запад неожиданно получил Крым, Сирию и возрождение российской армии и флота. А с 2016 года, формально дождавшись срока окончания договора, в РФ начался вывод из властных структур тех персон, кто призван был перевести Россию на рыночные либеральные рельсы. Примеров – масса. Процесс пошёл не динамично, но последовательно (остался при чине и должности пока Анатолий Чубайс, но в состав т.н. кооператива «Озеро» или «Политбюро 2.0» он не входит).
Мир замер и насторожился. Начались странные, доселе непредсказуемые процессы – от волн миграции в Европу и электоральных сюрпризов на выборах до сокращения доходов и производительности труда в странах Запада. Джозеф Стиглиц в книге "Цена неравенства" характеризует поведение современного делового мира Америки как "рентоориентированное". Никто, по его мнению, не стремится к улучшению реальных экономических показателей, никто не хочет зарабатывать. Все стремятся занять такую позицию, которая позволит стричь купоны в качестве ренты: необоснованные бонусы, премии, "золотые парашюты", всевозможные самовыплаты стали нормой для американских корпораций. Примерно то же самое начало укореняться и в РФ…
Что происходит на свете? И что всё это могло бы означать для нас, для России?
Во-первых, во всём мире идёт полевение; многие понимают, что капитализм с обострившимися кризисами отживает и должен смениться чем-то другим, новой формацией. Какой? Возвращаемся к старику Марксу и понимаем, что он был прав. (Рекомендую перечитать его ранние «Экономическо-философские рукописи 1844 года»). Форматы отчуждений человека достигли последнего 12-го уровня, и теперь дорога только одна – снятие этих уровней отчуждения. Причём, в обратном порядке. Так что полевение – процесс естественный, и Россия тут в стороне оставаться не может. Тем более, что у неё уже был опыт плановости и социализма, и многие страны вдруг опять стали смотреть на РФ с надеждой. А роль «впереди планеты всей» – исполнять надо.
Во-вторых, вступив в эпоху нового передела мира, России необходимо задуматься не только об армии и флоте, не только о своей внешней политике, но и о внутреннем обустройстве страны. А здесь важны и экономика, и уровень жизни граждан, и система управления. Эксперименты с последней худо-бедно, как мы видим, начались. К чему они приведут не совсем ясно, но движение есть – новые лица в верхних эшелонах, молодые губернаторы и др. В этой связи и выдвижение Павла Грудинина на выборах президента Российской Федерации – является как бы подтверждением линии «полевения» и «передела». (Именно поэтому стали возникать версии о том, что победу на выборах уже «распределили» за Владимиром Путиным? Почему бы не отдать должность новому прокоммунистическому кандидату с целью придать динамики начавшемуся процессу передела мира?).
И, в-третьих, альтернатива старому порядку должна быть Россией чётко сформулирована и предъявлена миру. А она-то как раз пока не просматривается, ибо ответа на вопрос «Как совместить ценности справедливости и равенства с ценностями развития?» — пока нет. Сирия – не в счёт. Речь должна идти об устроении внутри нашей страны. Если такой пример будет явлен, то репликация по континентам не заставит себя долго ждать, благо, ЕАЭС, БРИКС и другие международные структуры уже создаются.
Таким образом, в ближайшие годы должна появиться стройная теория нового мироустройства и новых жизненных ценностей. Куда идём и чего ради? А это предполагает «революцию идей», мощный общественный дискурс и востребованность в работе массы «людей с головой» – от учёных и практиков до художников и политиков.
«Ничто на земле не проходит бесследно». В том числе, думается, и 100 последних лет.
Дальше будет только лучше, поскольку хуже уже некуда. Или есть куда?
Валентин Добрынин