В Кыргызстане до выборов осталось три недели, а ощущение, будто никто из 13 зарегистрированных кандидатов ещё не решил будет ли он баллотироваться. Ощущение, будто ни у кого нет решения – будут ли выборы, вести ли свою кампанию?
Но обо всём по порядку.
Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев. Фото: Спутник.
Для начала вспомним несколько последних высказываний президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева.
- «Ни премьер-министром, ни президентом второго срока я быть не собираюсь, но из политики не ухожу…» (январь 2017).
- «Третьей революции в Кыргызстане не будет. Я заберу с собой всех…» (февраль 2017).
- «Преемник, который будет охранять и защищать меня, не нужен. Необходим преемник, который может защищать независимость Кыргызстана…» (апрель 2017)
- «До истечения моих полномочий 1 декабря 2017 года осталось немного, но мы с Владимиром Владимировичем, думаю, ещё 2-3 раза встретимся и продолжим обсуждать наше сотрудничество…» (сентябрь 2017).
Случайны ли были эти высказывания или они укладываются в некую единую линию?
Вспомним также, что выборы в Кыргызстане сначала были назначены на 19 ноября, но потом перенесены на 15 октября 2017 года. Закрадывается ощущение, что срок для Атамбаева не принципиален. Почему? Возможно потому, что он не собирался и не собирается проводить «транзит власти», то есть, прозрачные демократические выборы. По крайней мере, такие выборы, какие складываются сейчас в стране, когда кампании в стране фактически нет, но зато сконфигурированы два центра сил (Омурбек Бабанов и Сооронбай Жээнбеков), к которым начинают прибиваться другие кандидаты, раздирая страну на два лагеря, как это было на Украине. Такой сценарий, хотелось бы предположить, не устраивает ни Россию, ни Казахстан, ни сам Кыргызстан.
Омурбек Бабанов. Фото: Спутник.
Что из этого может следовать? Один из вариантов развития ситуации – это отмена выборов (или отмена результатов выборов). Найти основания для такого решения – не сложно. Уже сейчас в КР идёт формирующая общественное мнение лавина публикаций о том, что по части выборов в стране сплошные нарушения. Как со стороны кандидатов (мол, подкуп, объединения группировок, сжигание баннеров, митинги и флеш-мобы «за честные выборы» и «за невмешательство других стран»), так и со стороны ЦИК (переносы и срывы сроков, вынесение предупреждений кандидатам за нарушения, не учёт мнений ряда членов избиркомов, проведение заседаний не в правомочном составе, не надлежащее информирование о предстоящих выборах и др.). Возможно ситуация будет накаляться так, что все стороны избирательного процесса с облегчением воспримут решение действующего президента и ЦИК о переносе выборов. Но, правда, для этого понадобится скрупулёзный анализ и время на подготовку нормальных выборов. Скажем, полгода-год. «Что же за всем этим будет? А будет апрель». Возможно, совмещение президентских и парламентских выборов. Ну, а до них исполнять обязанности президента будет Атамбаев. Вот и единая линия высказываний…
Сооронбай Жээнбеков. Фото: Спутник
Далее – схем для проведения повторных выборов может быть три.
Первая – с возможностью участия предыдущих кандидатов. Что означает двойные финансовые расходы на кампанию целого ряда претендентов, не каждый из которых выдержит такое бремя.
Вторая – с возможностью участия предыдущих кандидатов, но не получивших от избиркома предупреждений, то есть, не нарушавших законодательства о выборах (именно так и будет, возможно, сформулированы основания). В этой части пока просматривается купирование лишь О.Бабанова, ибо все жалобы на С. Жээнбекова Избиркомом отклонены.
Третья схема – без участия кандидатов, зарегистрированных на несостоявшихся 15 октября выборах. И тут на авансцену могут выйти совершенно неожиданные, но устраивающие Алмазбека Атамбаева фигуры, как то: Сапар Исаков, Албек Ибраимов или кто-то ещё.
Не исключен и вариант, когда голосование всё-таки состоится, у Жээнбекова вдруг окажется бо́льший процент голосов, а сторонники Бабанова выйдут на улицу с требованиями отмены результатов (и назначения повторных) выборов; тогда Жээнбеков и Атамбаев публично выйдут, согласятся с требованиями (отказываемся, мол, от такой победы ради стабильности в стране). Такой геройский поступок даст Жээнбекову (и действующему президенту) огромную фору в последующих действиях. А далее – по одной из приведённых выше схем. И с модерацией хода событий со стороны власти, а не со стороны «улицы, направляемой Вашингтоном», как это было на Украине.
Сложно? По-моему, нет. Реализуемо? По-моему, да.
Валентин Добрынин (Москва – Бишкек)
Специально для ИА «Повестка дня»