
Антропогенный фактор несравним с тем негативным воздействием, которое на озеро Байкал оказывают лесные пожары. Такое мнение высказали ученые на Байкальском водном форуме проходящем в Иркутске.
Обзорные доклады по теме современного экологического состояния Байкала на форуме делали в разных секциях сразу два ученых, но их мнение совпадало в главном - вред, который наносят озеру лесные пожары, не может сравниться сегодня, ни с каким другим негативным фактором.
По доктора геолого-минералогических наук Андрея Федотова, вредные вещества, оседающие на поверхности воды в результате масштабных пожаров в лесах, окружающих Байкал, наносят озеру несравнимо больший вред, чем деятельность людей. Ученые отмечают изменения видового состава флоры и фауны озера. В частности, массовую гибель байкальской губки и сокращение популяции омуля, который является эндемиком.
По данным президента Межрегионального Союза Проектировщиков, профессора Московского государственного строительного университета Евгения Пупырева, деятельность человека в свою очередь нельзя рассматривать как серьезную угрозу экосистеме озера, поскольку за 100 лет численность населения на его берегах фактически не увеличилась.
«По данным на 1916 год мы имели по берегам Байкала население 76 тысяч человек. Сейчас цифра - 84 тысячи. Говорить о том, что на Байкале есть перенаселение, это неправильно», - подчеркнул профессор.
При этом он отметил, что если рассуждать конкретно об антропогенном воздействии, то здесь наиболее существенными негативными факторами являются плохие очистные сооружения и неконтролируемая миграция туристов, число которых в течение двух летних месяцев только на Ольхоне достигает около 300 тысяч человек.
Своей главной задачей участники форума видят решение проблем озера Байкал, прежде всего через изучение и применение передовых технологий очистки воды. Эксперты также сходятся во мнении, что озеро нуждается в системном, а не случайном мониторинге состояния экосистемы. Отмечается, что степень изученности проблем озера, в котором сосредоточено почти 20 процентов мирового запаса пресной воды, крайне низка.