По всей России 11 и 12 сентября прокатилась волна телефонного терроризма. В течение двух дней из-за звонков неизвестных были эвакуированы люди из торговых центров на Урале и на Сахалине, парализована работа школ в Перми, а в Ставрополе в течение полусуток в полицию сообщили о закладке бомб на 42 объектах.
Волна эвакуаций из-за сигнала о взрывном устройстве прокатилась по Челябинской области вечером 11 сентября. Была проведена эвакуация из девяти крупных торгово-развлекательных комплексов, гостиниц и ресторанов Челябинска и Копейска. В Екатеринбурге ночью был эвакуирован Южный автовокзал и торговый центр «Гринвич». Впоследствии ночью правоохранительные органы проверяли еще несколько зданий.
Также серия эвакуаций была проведена в Омске и Уфе. В Омске звонки о минировании поступили в кинотеатры, школы, здание мэрии, несколько крупных торговых комплексов, отделения Пенсионного фонда. Все они были после этого временно закрыты, а люди из них эвакуированы. В Перми из-за сообщений о бомбах из учреждений и ведомств эвакуированы почти 6 тысяч человек. На Сахалине и в Приморье из-за звонков о подозрительных предметах и минировании зданий были эвакуированы крупные торговые центры.
По данным правоохранителей, сообщения о минировании поступали с разницей всего в несколько минут, а все звонки с угрозами терактов были сделаны из-за рубежа. Ранее такие звонки уже поступали с территории Украины. В этом случае телефонные террористы оставались безнаказанными, поскольку украинская полиция не шла навстречу российским правоохранительным органам.
«Граждан мы просим не поддаваться панике. Ситуация полностью под контролем», - заверили в УФСБ.
Вместе с тем, в правоохранительных органах сообщили, что информация о том, что телефонные террористы резко активизировались после прошедшего 10 сентября единого дня голосования, не соответствует действительности.
«Первым об эпидемии звонков с угрозами сообщил Telegram-канал Mash, потом его информацию подхватили другие СМИ. Однако на деле никакого шквала звонков нет: в Москве ежедневно фиксируется 10-15 (по России — около 100-120) сообщений о минировании социальных, торговых и учебных объектов. При этом по состоянию на 15:00 (12 сентября) в Москве не зарегистрировано ни одного подобного сообщения, вчера - всего три», - сообщили в ведомстве.
Там отметили, что по России в целом ситуация складывается похожим образом.
«Почву для телефонного терроризма создают именно публикации в социальных сетях и СМИ - чем больше упоминаний, тем чаще раздаются звонки с угрозами взрывов», - подытожили силовики.
На ситуацию также откликнулся член Совета Федерации Франц Клинцевич. Он призвал ужесточить наказание за телефонный терроризм, считая действующее законодательство слишком мягким по отношению к хулиганам. По словам сенатора, необходимо поднять максимальный срок лишения свободы по данной статье с пяти до восьми лет.
«Нужно, наконец, начать решительную борьбу с этим злом. Телефонные террористы не только наносят серьезнейший материальный ущерб, но и играют на руку настоящим террористам, которым особенно комфортно работать в условиях паники», - сказал Клинцевич.