
Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) провел исследование активности гражданского общества. Для анализа авторы доклада использовали данные проекта «Соц-ФОМ» фонда «Общественное мнение» (ФОМ) с 2007 по 2017 год. Результаты показали, что уровень активности россиян за последние 10 лет вырос на 10%.
Самая активная часть гражданского общества (5% от числа опрошенных) – это волонтеры, которые имеют опыт работы в некоммерческих организациях или общественных объединениях, а также «опыт участия в политике».
Активистами, занятыми решением проблем по месту жительства оказались 30% респондентов. 29% опрошенных не проявляют особой активности, однако за последние полгода помогали незнакомцам или близким, жертвовали деньги на благотворительность. Не вовлечены ни в какие практики гражданского участия более 36% россиян.
«С учетом этих исследований я могу сказать, что по сравнению с 2007 годом рост числа вовлеченных в социальные практики добровольчества и волонтерства активистов составил 10%», – рассказал «Известиям» [2] Максим Мейер.
Авторы исследования отмечают, что наиболее активная часть общества – молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет (38%), затем идет группа в возрасте 31–45 лет и старше 46 лет. 2% составляют люди старшего поколения (более 60 лет).
Глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин полагает, что данные о количестве активистов могут быть несколько выше, чем в реальности, за счет большого числа социально одобряемых ответов.
«Это скорее потенциальный ресурс для развития. Реально в третьем секторе занят миллион человек, волонтеров – еще максимум миллион, это все, кто занят на работе в хосписах, в поиске пропавших и других направлениях общественно полезной деятельности. Но сам факт, что участие в гражданских практиках считается социально одобряемым поведением, говорит о серьезном потенциале, для разумного использования которого необходима правильная политика. Нужно дать людям удобный формат участия в этой работе», – приводит слова главы ФоРГО издание «Известия» [2].
Эксперт считает, что добровольческую деятельность должно вести около 30% экономически активного населения, акцентируя, что таков уровень волонтеров в странах с развитой экономикой.
«Как показывает опыт, солидарные, с высоким уровнем и качеством гражданской активности общества легче переживают кризисы, быстрее развиваются, успешнее решают задачу повышения уровня и качества жизни людей, а также задачу обеспечения и защиты их прав и свобод», – отметил Константин Костин.
С Костиным согласен руководитель уральского отделения ФоРГО Анатолий Гагарин. По словам эксперта, двукратный рост участников в третьем, гражданском секторе за десять лет, свидетельствует о развитии гражданского общества в России.
«С другой стороны, число институализированных добровольцев составило 5% россиян, однако, как напомнил глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин, в западных странах с развитой экономикой в третий сектор вовлечено до 30% экономически активного населения. Так что нам еще есть, куда расти, и хотелось бы, чтоб на это понадобилось не еще 10 лет, а поменьше», - отмечает спикер.
Сегодня для развития гражданского сектора создаются благоприятные условия - это президентские гранты, развитие социальных практик, пропаганда передовых технологий и опыта социально значимых НКО. Однако, как отмечает Анатолий Гагарин, этого недостаточно, главное условие развития гражданского общества – это удобный формат участия людей в этой работе.
«Найти и предложить формат участия всех неравнодушных граждан в со-управлении общественными процессами – вот первоочередная задача. Именно поэтому я считаю, что необходимо активное вовлечение представителей экспертного общества в процессы социальной помощи, общественного контроля, гражданской экспертизы и выработки рекомендаций и для власти, и для НКО, а также и СМИ как активного участника формирования общественного мнения. Одной из форм участия экспертов выступают Экспертные клубы в Уральском федеральном округе, которые могут стать постоянно действующим институтом оценки и анализа работы органов власти и состояния гражданского общества, площадкой для обсуждения актуальных тем и проблем, где вырабатывают рекомендации для всех участников диалога», - резюмирует Гагарин.