По просьбе Информационного агентства «Повестка дня» эксперты прокомментировали главные события недели. О том, кто еще заявится на выборы губернатора Свердловской области, как изменила встреча в Версале отношения Франции и России, а также, чем полезна нумерология главам городов, читайте в нашем материале.
Мэрское место или Как покинуть кресло № 66
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» подготовил новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров. Эксперты оценили результаты работы за два последних месяца. Главы Салехарда, Ханты-Мансийска и Тюмени вошли в первую группу, а вот у мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана лишь 66 место. Однако градоначальника столь низкая позиция в рейтинге не смущает, в своих силах он уверен и намерен стать губернатором.
Руководитель уральского отделения Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) политолог Анатолий Гагарин отмечает, что рейтинг мэров не влияет напрямую на электоральный рейтинг, если только он не будет доходчиво донесен до избирателя.
«Однако мнения экспертов важны для региональных элит, которые склонны сравнивать свои оценки с общефедеральными. Поэтому положение Ройзмана в таблице отражает реальное состояние дел», – замечает Гагарин.
С коллегой согласен политолог Дмитрий Ковалев: «Рейтинг составлен из экспертных мнений, что само по себе ценно, но на выборах голосуют не эксперты, а избиратели. Сейчас Евгению Ройзману нужно преодолеть муниципальный фильтр. Теоретически возможности для этого есть, ну а дальше все будет зависеть от того, сможет ли Ройзман полноценно реализовать свои преимущества и сможет ли Куйвашев не наделать ошибок».
Политолог Александр Белоусов считает 66 место – неплохим результатом, учитывая номер на автомобильных номерах, зарегистрированных в Свердловской области.
«Ройзман не ориентируется на провластные рейтинги по понятным причинам. А вообще, 66 место – это символично, ведь это номер региона на автомобильных номерах, можно это использовать в качестве фишки», – отметил эксперт.
Политолог Владимир Борзов обращает внимание, что в данном рейтинге отражен результат работы мэра в качестве управленца. С популярностью Ройзмана как личности известной в городе этот рейтинг не имеет ничего общего.
«Низкий рейтинг Ройзмана в качестве мэра объясняется просто. Большой город требует умений хозяйственника, а не пиарщика. Если со вторым, не без помощи журналистской братии, у Ройзмана все относительно хорошо. Относительно, потому что новые истории с убиенными старушками способны обвалить даже тефлоновый рейтинг Ройзмана. Что касается реального управления городом, то он сам признает, что это делает команда профессионалов-хозяйственников. Они вполне себе справляются без мэра, национальный рейтинг которого занимает 66 строчку», – считает Борзов.
Эксперты уверены, что низкий рейтинг не помешает Ройзману продолжать карьеру и принять участие в выборах губернатора области, если он пройдет муниципальный фильтр. Политконсультант Эдуард Коридоров полагает, что Ройзман будет играть на протестных настроениях, а результаты рассматриваемого рейтинга так и не дойдут до электората.
«Ройзману нечего предъявить в качестве личного достижения ни в работе администрации города, ни в работе гордумы. Те проекты, за которые он ратовал как глава города, бесславно сдулись – например, транспортная реформа. Сам он ничего заметного не инициировал. Поэтому вряд ли он на выборах (если преодолеет фильтр) будет строить имидж опытного хозяйственника или мудрого, деятельного руководителя. Для него выгодно другое амплуа – политика-популиста, играющего на протестных настроениях», – говорит Коридоров.
Юрист Иван Кадочников считает, что Ройзман никогда не сможет улучшить свой рейтинг, поскольку его должность не предполагает никаких полномочий, позволяющих реально что-то менять в городе, который он возглавляет. Человек, не имеющий реальных полномочий, не может реально улучшить свой рейтинг, считает Кадочников. Однако мэр имеет шансы "поднять" значительную часть электората на выборах губернатора, вопрос в том, сможет ли он это сделать?
«У Евгения Ройзмана есть шанс забрать "протестные" голоса в Свердловской области, а так же ряд голосов своего устойчивого электората в Екатеринбурге. Но есть очень большие сомнения, что он сможет реализовать эти шансы», - полагает эксперт.
Версальский диалог: кто правит бал?
Переговоры глав двух государств – Владимира Путина и Эммануэля Макрона – точно войдут в историю. Однако эксперты полагают, что трехчасовая встреча в Версале никак не изменит отношения двух государств. По крайней мере, пока. Вектор развития этих отношений будет ясен после первых месяцев правления нового президента Франции, многое зависит от Макрона, поскольку позиция России и Владимира Путина вполне понятна.
«Отношения с Францией будут зависеть от умения Макрона лавировать между мнениями французского истеблишмента – весьма противоречивыми и изменчивыми. Лавировать Макрон умеет, как мы уже увидели. Захочет ли он выйти из тени Олланда – вопрос, но молодому президенту нужно расти и быть самостоятельным. Какая будет волна преобладать в гальских элитах, ту Макрон и постарается оседлать», - поясняет Анатолий Гагарин.
По мнению Эдуарда Коридорова, Макрон выглядит гораздо более искушенным и самостоятельным политиком, чем Олланд, он умело маневрирует, используя и решения Трампа относительно Парижского соглашения, и внешнеполитические заявления Меркель.
«Думаю, он надеется поиграть и с Путиным, учитывая непростые взаимоотношения России с ЕС и США. Для России же выгодно усиление Франции в ЕС, появление деятельного и хитрого самостоятельного игрока на карте Европы – многополярность открывает новые возможности во внешней политике. Отношения между Россией и Францией в перспективе, судя по всему, станут более интенсивными и содержательными», – отмечает Коридоров.
Однако Владимир Борзов не склонен преувеличивать роль французского лидера. Политолог напоминает, что отношения между нациями определяются не только правителями, но и людьми. По мнению эксперта, культурный обмен между двумя странами только усилится.
Руководитель исследовательских проектов КЦ «Департамент политики» Алексей Князев считает, что серьезных изменений во взаимоотношениях ждать не стоит.
«Изменения в отношениях зависят от того насколько Макрон готов демонстрировать суверенную политику, так как Франция была и есть политическим сателлитом США и крайне зависима от Германии как неформального лидера Евросоюза. Время покажет каким президентом станет Макрон, но на мой взгляд вряд ли стоит ожидать серьезных отклонений от политики, которая была при Франсуа Олланде. В экономике курс предшественника точно будет продолжен», - рассуждает эксперт.
Юрист Иван Кадочников, однако, полагает, что переговоры с Макроном не могут быть результативными, поскульку новый глава Французской Республики ничего не решает. Эксперт не видит в Макроне политика, тем более политика принимающего решения.
«Эммануэль Макрон не является политиком или же политической фигурой: это "квазиполитик" - результат хорошей работы политологов и социологов на выборах. Так что встречаться с "симулякром" политика можно, но договариваться о чем-либо стоит с теми, кто его таким сделал», - заявил Кадочников.
Выборы губернатора: ждем рептилоидов и инопланетян
Желающих принять участие в выборах губернатора Свердловской области все больше и больше. Кроме политиков о своих намерениях возглавить регион недавно заявили художница и общественница. Эксперты полагают, что это еще не все кандидаты, теперь на выборах можно ждать кого угодно.
«После Чудновец стоит ожидать вообще кого угодно: от рептилоидов до инопланетян», - считает Владимир Борзов.
Новых кандидатов ждет и Анатолий Гагарин, как от партий, так и из числа гражданских активистов. Появившаяся интрига, по его мнению, повышает интерес к выборам.
«Если отвлечься от сугубо технологических оценок выдвижения (точнее, заявок на выдвижение!) новых кандидатов – женщин, (а эти оценки могут быть только положительными – кампания оживляется, приобретает «женские лица», появляется интрига), и оценить общественно-политическую значимость инициатив претенденток, то стоит приветствовать такую импульсивную, а затем и осознанную активность кандидаток, которые от гражданской и общественной деятельности переходят к участию в выборах главы региона. Их порыв поначалу встретили в соцсетях с юмором («Все - в губернаторы!»), но затем доброжелательное отношение возросло. Ждем новых кандидатов – от парламентских партии в первую очередь, и от общественников тоже», - объясняет руководитель уральского отделения ФоРГО.
С ним согласен Александр Белоусов, он полагает, что самое интересное – еще впереди.
«Заявки Смогардовой и Чудновец повышают интерес к выборам, работают на явку. Но это не срежиссированный цирк, как заявляют некоторые, потому что таким цирком невозможно управлять. Этот интерес, эти заявки происходят в рамках общей политизации, которая наблюдается в России, а она, как очевидно, полна сюрпризов. Поэтому, конечно, будут новые кандидаты, причем не менее интересные», – заявил эксперт.
Развития событий ждет также Эдуард Коридоров, напоминая, что своих кандидатов еще не выдвинули парламентские партии, а значит, мы видим лишь завязку сюжета.
«Сейчас время громких заявлений и экстравагантных поступков для всех, кто что-то значит в уральской политике – или хочет что-то значить. Надо учесть, что пока неясно, кто пойдет в губернаторы от СР, КПРФ, ЛДПР – и пока они не определились с кандидатами, рано утверждать, что «поляна» зачищена под Куйвашева», – считает Коридоров.
По мнению Дмитрия Ковалева, появление новых кандидатов может быть выгодно команде основного претендента на пост, однако лишь при условии, что эти «выдвиженцы» – часть плана. В противном случае, новоявленные политики могут испортить картину выборов.
«Относительно появления всевозможных "желающих" нужно понимать, что если это процесс управляемый и управляемый командой Куйвашева, то это в целом верно с точки зрения размывания протеста. Тогда процесс появления новых "желающих" должен продолжаться и постепенно перерастать в выдвижение. Если это "самострелы" или, чего доброго, инициатива оппозиции, то команда Куйвашева может столкнуться с серьезными проблемами на этапе регистрации кандидатов. Даже одного Ройзмана, не сумевшего собрать муниципальный фильтр, достаточно для того, что бы медийный пожар перерос в управленческие решения, а если с ним вкупе будет еще и такой бэк-вокал?», – предупреждает Ковалев.
Директор Центра «Аналитик» Андрей Мозолин полагает, что новоявленные кандидаты, скорее просто поднимают свою популярность, нежели реально собираются на выборы. Шансов пройти фильтр у таких кандидатов практически нет.
«Шансами пройти муниципальный фильтр обладают немногие. Поэтому одной из основных задач может стать повышение своей узнаваемости с ее последующей конвертацией в политические (например, участие в выборах в городскую думу Екатеринбурга) или экономические (агитацией «за» или «против» одного из участников губернаторских выборов) дивиденды. В связи с этим появление новых фигур ожидаемо», – резюмирует эксперт.