
Мэров крупных российских городов поставили на место, разделив на «отличников», «хорошистов» и «аутсайдеров». ЦИК «Рейтинг» и Финансовый университет при Правительстве РФ представили положение градоначальников областных центров и крупных финансово-промышленных городов России [2] с опорой на мнения экспертов.
В большей степени на положение глав городов в рейтинге влияли политические причины, отмечается в аналитической записке организаторов опроса. «Это связано, в первую очередь, со сменой региональных глав в целом ряде субъектов РФ, что повлекло резкие перемены в положении муниципальных руководителей». Там также заявили, что общее мнение экспертов по большинству мэров носило «негативную направленность». Но с чисто технической точки зрения, отмечается в исследовании, всем придать негативный тренд невозможно: при перемещении одного мэра вниз, вверх поднимается другой.
Подъем в этот раз не сработал по отношению в главе Екатеринбурга Евгению Ройзману. Мэр столицы Среднего Урала оказался в «подвале» рейтинга: на 73 месте среди 88 возможных. Примечательно, что компанию ему в третьей группе составил лишь один представитель УрФО – глава Кургана Андрей Потапов.
Ройзман неумело воспользовался шансом побыть политиком, его перспективы на этом поприще сведены к нулю.
«Если рассматривать Ройзмана в качестве политической фигуры, некий элемент неполноценности здесь присутствует, при всей универсальности Ройзмана и его определённой пластичности – умении попадать в незанятые ниши», - заявил глава уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин.
По мнению эксперта, ему следовало оставаться общественным лидером, некой «третьей силой». В противостоянии «город-область» он умело лавировал между двух лагерей, более-менее сохраняя независимую позицию. Сейчас же необходимости в такой фигуре после примирения властей нет. «Если раньше его использовали в качестве «тарана», общественного лидера, для озвучивания тезисов, которые не могли озвучить сами, то теперь это не нужно», - отмечает Гагарин. Об этом заявил и руководитель Центра региональных политических исследований Уральского федерального университета Руслан Мухаметов. Он дополняет: во время конфликта «город-область» Ройзман рассматривался как оппонент действующему главе региона Евгению Куйвашеву.
«На данный момент в Свердловской области наблюдается политическое перемирие, для которого характерно отсутствие публичного выяснения отношений, наличие рабочих взаимоотношений между городом и областью. В таких политических условиях надобности в Евгении Ройзмане с его антигубернаторскими заявлениями нет. Было принято решение уменьшить медийную активность Евгения Ройзмана как публичного раздражителя областной власти», - пояснил политолог.
Ставшая неожиданностью для него самого победа на выборах в 2013 году (перевес голосов в его сторону был всего 3%) вынудила его окончательно определиться с политической принадлежностью: он стал «рупором городской администрации». При этом предлагаемые ему тезисы он озвучивал «коряво», выступал с неловкими заявлениями, вроде отказа от Чемпионат мира и ЭКСПО, а также о «грязи в душе», - вспоминает Анатолий Гагарин. Эксперт также усомнился в том, что Ройзман как-либо вкладывается в свою будущую избирательную кампанию, хоть и говорит, что у него «все заряжено». При том, что вся реальная власть сосредоточена в руках главы администрации города Александра Якоба, Ройзман не смог построить нормальных отношений с гордумой, которая находится в его ведении.
«Он остался блогером-общественником. Думаю, второй раз шанса избраться в руководство города – ни главой Думы, ни главой администрации, ему не дадут. Зная его непредсказуемость, импульсивность, способность легко менять позиции, как он сам об этом говорит «переобуваться в воздухе», никто такую должность ему не предоставит. Впрочем, маленький шанс все-таки просматривается — если сохранится потребность в декоративной, демонстрационной фигуре без реальных рычагов управления», - заключает Гагарин.
Так же оценивает шансы на участие главы Екатеринбурга в избирательной кампании 2017 года Руслан Мухаметов, о чем говорит уход Ройзмана в политическую тень.
Отметим, что первую строчку рейтинга глав городов занял мэр Москвы Сергей Собянин. Следом за ним расположился глава Салехарда (ЯНАО) Иван Кононенко. В десятке также оказались мэр Ханты-Мансийска Максим Ряшин (6 место) и глава Тюмени Александр Моор (8 место). Во вторую часть рейтинга, к «хорошистам», эксперты отнесли мэра Челябинска Евгения Тефтелева (29) и градоначальника Магнитогорска Сергея Бердникова.