«Повестка дня» вновь подводит итоги случившихся на этой неделе событий культуры.
Первой своими впечатлениями с редакцией поделилась Татьяна Горкунова, член Союза российских писателей, искусствовед, координатор общественной инииативы «СПАСИБО!»:
«На этой неделе я стала свидетелем двух ярких культурных событий - выставки книжной иллюстрации Евгении Стерлиговой в духовно-просветительском центре «Царский» и мюзикла «Декабристы» в Свердловском театре музыкальной комедии.
Евгения Ивановна Стерлигова - почетный профессор Уральской архитектурно-художественной академии - удивительный художник, творящий сказку. Вот и выставка называется: «Взрослым сказка нужна просто так». А представлены на ней иллюстрации к произведениям Владислава Крапивина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Мэри Стюард, Рэя Бредбери и рисунки к чудесным мультфильмам о муми-троллях. Несколько поколений читателей Крапивина смотрели и продолжают смотреть на персонажей его повестей глазами Евгении Ивановны. И надо сказать, что воплощенные Мастером в туши и акварели книжные образы точны, изящны и одухотворенны. Пользуясь случаем, замечу, что Евгения Ивановна совершенно уникальна не только как художник, но и педагог, поскольку когда-то давным-давно я имела счастье учиться у нее рисунку. Выставка продлится до 20 апреля, так что встреча со сказкой порадует еще многих.
Спектакль «Декабристы» в театре музыкальной комедии впечатлил, прежде всего, своим художественным оформлением. Сценографическое решение художника Игоря Нежного в графитных тонах выполнено с безупречным вкусом. Музыка Евгения Загота хороша. Актеры, как всегда, великолепны. Великие романтики и пьющие дворники, высокие цели и страшная расплата, мечты о конституции и жестокие сомнения князя Сергея Трубецкого - и театр, и история полны контрастов. Как ни хорош в роли главного героя Игорь Ладейщиков, а я лично попала под обаяние актерской харизмы Татьяны Мокроусовой, исполнившей роль княгини Екатерины Трубецкой и воплотившей великую душевную силу женщин, последовавших за мужьями в Сибирь. А еще в спектакле есть дети. Они катаются на коньках и играют в солдатиков. У них - свой мир. У взрослых - свой. Дети играют в игрушки. А взрослые, как это ни страшно звучит, в свои и чужие жизни. Хотя, исторических оценок музыкальный спектакль давать не берется…»
Следующим предоставил «Повестке дня» свой комментарий культуролог, историк философии Георгий Цеплаков:
«Весьма концептуальным мероприятием в городском пространстве я считаю состоявшуюся 23 марта в Ельцин Центре лекцию социолога Виктора Вахштайна «Город, судьба и сообщество». Виктор Семенович просто и наглядно рассказал о нескольких моделях структур повседневности, которые представлены в городской среде. Речь коснулась и только намечающихся тенденций в этой области. В частности, стало понятно, что яркий и несколько агрессивный индивидуализм поколения Y (людей, рожденных с 1983-го по 2003 годы) плавно мутирует к новой социальности, на основе развлекательных ценностей хипстеров, склонных тихо, незаметно, но, что немаловажно, сообща изменять социальные институты. Особый аспект был сделан на понятии города как пространства «общей судьбы».
А запоминающимся событием федерального масштаба мне представляется Большой фестиваль мультфильмов, который уже второй год проходит в Красноярске. Его открытие состоялось в пятницу. Почему я выделил именно это событие? Потому что считаю, что анимация сегодня – авангард искусства. По ее состоянию и тенденциям также можно судить о том, каким будет будущее поколение, каким будут люди, кому сейчас от 2-х до 5-ти. Анимацию в нашей стране делать умели, и умеют, но, к сожалению, количество проектов и сериалов еще не слишком велико (счастье, что они вообще есть!). Поэтому привлечение внимания к этой теме, да еще в провинции, на мой взгляд, очень значимое событие».
Последним, кто на этой неделе поделился своим мнением с редакцией, стал зампред Общественной палаты Свердловской Области, председатель комиссии по историческому наследию, культуре и туризму, руководитель Уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин:
«Среди культурных итогов недели особо отмечу тот факт, что Международный астрономический союз утвердил название [2] новой малой планеты в поясе астероидов, открытой московским астрономом Тимуром Крячко в ноябре 2009 года. По правилам астрономического союза открыватель небесного объекта Тимур Крячко назвал планету именем уральского писателя, основателя отряда «Каравелла» Владислава Крапивина. Уверен, что все почитатели творчества прекрасного писателя этому рады!
Еще одно событие отмечу. Это Международный форум коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока [3] (КМНСС и ДВ), который прошел в Салехарде (ЯНАО). В нем приняли участие более 600 участников из российских регионов и зарубежных стран, представители коренных малочисленных народов, проживающих на территории России. Они обсудили актуальные вопросы социально-экономического развития коренных малочисленных народов на среднесрочную перспективу, а также механизмы совершенствования законодательства и развития дальнейшего взаимодействия между регионами, профильными ведомствами и общественными организациями коренных малочисленных народов. Работа с коренными народами в Югре и ЯНАО на сегодняшний день построена достаточно эффективно, носит организованный характер. Видно, что в руководстве организаций, которые решают проблемные вопросы коренных народов, пришли здравомыслящие люди, понимающие специфику этой работы. Они выстраивают конструктивный диалог с представителями власти, с руководителями нефтедобывающих предприятий. История этих взаимоотношений непростая, мы помним, когда были определенные шероховатости в этом процессе. Время от времени возникают эпизодические попытки использовать политический фактор, чтобы эту ситуацию определенным образом раскачать в отрицательном смысле, но мы видим, что сами представители коренных народов не участвуют в этих политических игрищах. Мы видим, что сейчас любители играть громкими лозунгами отходят на второй план».
Эксперт-культуролог Александр Седов отметил пять самых значимых культурных событий прошедшей недели. Среди них выход в прокат фильма «После тебя», потери в мировом киноцехе, публикация рецензии на книгу свердловской поэтессы Инны Домрачевой и ряд других.
Как и Анатолий Гагарин, Седов обратил внимание на событие «космического масштаба» - присвоение малой планете Солнечной системы имени свердловского писателя, основателя отряда «Каравелла» Владислава Крапивина. «Насколько я знаю, виновник торжества отнёсся к данному факту вполне благожелательно и с юмором. Отныне персональная планета Владислава Петровича кружит на орбите где-то между Марсом и Юпитером», - отмечает Седов. Эксперт также рассказал, что хотя бы раз в год он сам перечитывает произведения Крапивина, вспоминая детство, когда с упоением знакомился с его творчеством.
Вышедший на днях в прокат фильм Анны Матисон «После тебя» с Сергеем Безруковым в главной роли культуролог назвал «виртуозной психологической драмой».
«Как бы не шутили по адресу Безрукова, что он, дескать, переиграл уже всех русских поэтов, а теперь взялся за балетмейстера, должен заметить, что эта роль сыграна блестяще», - заметил Седов, порекомендовав киноленту к просмотру.
Главный герой, по мнению культуролога, органично вписан в современную действительность «с её «медийной» одержимостью, с её беспощадностью к проигравшим и преклонением перед чемпионами». Это заставляет зрителя задуматься: а что если выдуманный персонаж все же настоящий. «Что, если танцор балета Темников, талантище и скандалист, любитель посылать всех и вся, и вправду когда-то выступал в Большом театре? Самое поразительное, пожалуй, что актёр Безруков в этом фильме почти достиг той художественной планки, той запредельной самоотдачи, которой наградил своего главного героя», - заявляет эксперт.
Рецензия Василия Геронимуса на книгу уральского поэта Инны Домрачевой «Лёгкие. Стихотворения» - «диалог с поэтическим универсумом автора, попытка вписать уральского поэта в русский и даже мировой контекст (которая оказывается весьма убедительной)». Автор рецензии приводит сравнения и параллели с Сергеем Есениным, Иосифом Бродским, с Василием Розановым и другими.
«Рецензент, что называется, предельно повышает ставки – и поэзия Домрачевой выдерживает эту нагрузку», - говорит Седов, отмечая, что далеко не всегда рецензия становится по-настоящему событием. Геронимус также связывает Домрачеву с Екатеринбургом и Уралом «сильной метаформической дугой». «Под гравитацией её стихов словно меняется масштаб, пропорции литературного мира: «Урал огромен, даже необозрим, а значит, поэтически универсален, две столицы локализованы там-то и там-то, а значит – по-своему провинциальны, не всеохватны», - цитирует статью Седов.
Сам же эксперт называет поэзию Домрачевой «явлением мощным, бьющим сразу в сердце, не брезгующим ни иронией, ни сарказмом».
Со знаком «плюс» прошедшую неделю завершила уральская мультипликация: авторская короткометражка Анны Будановой «Среди черных волн» выиграла Гран-при фестиваля в Суздале. Эксперта приятно порадовало, что в финале за высшую награду конкурса боролись два уральских мастера мультипликации: на победу также претендовали Дмитрий Геллер и Андрей Кулев (сорежиссер из Болгарии) с мультфильмом «Рыбы, пловцы, корабли».
«Оба фильма можно причислить к поэтическому кинематографу: минимализм рисунка и недосказанность в них преобладают над сюжетом. Это определенно не массовое кино, бессмысленно убеждать всех смотреть эти фильмы. Здесь требуется зритель, который в мультипликации прежде всего ценит не гэги и трюки, а настроение – элегию, меланхолию, выраженную в искусстве. Эти работы подтверждают ныне существующее разделение, даже эстетический антагонизм между «авторской» и «коммерческой» анимацией – да и на фестивале в Суздале это противостояние оформлено официально, в виде двух конкурсов. Жаль, что эти миры, порой так далеки друг от друга. Взаимные прививки не помешали бы», - заявляет Седов.
Отметил эксперт и печальные новости, одной из которых стала смерть эстонского актера Лембита Ульфсака. Российскому кинозрителю он известен по фильмам «Легенда о Тиле», «Гибель 31 отдела», «Мэри Поппинс, до свидания!»
«Нельзя не вспомнить одну из последних его ролей – небольшую, но запоминающуюся роль врача в недавнем фильме Говорухина «Конец прекрасной эпохи», снятом по рассказам Сергея Довлатова. Моё поколение запомнило Лембита Ульфсака, наверное, прежде всего как чудаковатого учёного Паганеля из жюль-верновской экранизации «В поисках капитана Гранта». Казалось, что тот, кто решится сыграть эту роль после Николая Черкасова (Паганель из предыдущей киноверсии), обречён на сравнение не в свою пользу. Однако неунывающий и находчивый очкарик Паганель в исполнении Лембита Ульфсака получился настолько ярким и убедительным, будто сошёл со страниц романа Жюля Верна», - заключил Седов.