С марта этого года управлять президентскими грантами будет один оператор. Его функции и все данные пропишут в распоряжении президента о распределении грантов на 2017 год. Об этом пишет РБК со ссылкой на источники в администрации президента. Основной причиной подобной централизации называют желание властей знать, «куда распределяются средства».
Руководители различных объединений России, в том числе Союза пенсионеров и Союза женщин, подтвердили, что реформа будет проведена. При этом они считают, что это поможет упростить администрирование. Так, новый оператор сумеет заняться сбором заявок и их передачей в конкурсные комиссии, а также возьмет на себя проверку отчетности получателей грантов.
До принятия нового порядка операторами президентских грантов являются девять НКО: Национальный благотворительный фонд, Российский союз молодежи, Лига здоровья нации, фонд «Гражданское достоинство», Союз женщин России, Российский союз ректоров, фонд «Перспектива», Благотворительный фонд поддержки семьи, материнства и детства «Покров» и Союз пенсионеров России.
«Один грантоператор - всегда лучше, чем семь (те, что примут участие в формировании единого грантоператора – прим ред.)», - заявил заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области, председатель президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов Владимир Винницкий. Однако, по его мнению, не стоит «ожидать каких-то больших перемен», если не будут учтены 6 основных принципов, по которым данная работа должна выстраиваться. Среди них Винницкий назвал прозрачность и понятность процедуры оформления заявки на получение гранта, ее публичность. «Должно быть понятно, кто и во имя чего пытается заработать», - комментирует Винницкий.
Еще один обязательный принцип работы единого грантоператора – проведение мониторинга или контроля достоверности поступающих на конкурс заявок, «чтобы отличить фантазии в области желаемого от действительности».
Строго следить предлагают и за исполнением условий финансирования, а также составом конкурсных комиссий. В них, по мнению Винницкого, должна проходить постоянная ротация.
Еще один фактор работы нового грантоператора – «умелая дифференциация»: работать нужно в разных направлениях, но важно, чтобы у каждого из получателей гранта было «что-то большее, чем просто компьютер за столом». Следить за соблюдением всех названных пунктов на местах, по мнению Винницкого, могут местные и региональные общественные палаты.
Также эксперт предлагает отказаться от финансирования правозащитной деятельности и перевести ее в поле бесплатной юридической помощи, которая действует в рамках российского законодательства.
«Нужно понимать: правозащитная деятельность – деятельность процессуальная. Иначе волей-неволей она скатывается в политическую. Правозащитные организации не могут контролировать судебную деятельность, и было бы странно кому-то выделять на это деньги. Поэтому ещё раз подчеркну: защита прав и интересов граждан должна быть предоставлена профессионалам своего дела – адвокатам. При этом перенаправление денежных средств, выделяемых «правозащитникам» в систему бесплатной юридической помощи, позволит расширить её и охватить максимально широкий круг получателей помощи», - заключил Винницкий.