В корпоративном музее ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» открылась выставка живописных работ уральского художника Виктора Гардта. Она будет работать до конца февраля 2017 года.
По словам куратора выставки Виктора Малинова, экспозиция сформирована из живописного наследия Гардта, бережно хранимого Ларисой Еряшевой – музой художника, а также его картины из других частных коллекций.
Виктор Гардт родился в 1939 году в городе Бальцере (Саратовская область). В 1960 году окончил Свердловское художественное училище, а в 1977 – отделение истории искусств Уральского госуниверситета.
С 1962 года активно участвовал в художественных выставках, руководил изостудией Дворца пионеров в Свердловске, где воспитал немало талантливых мастеров, ставших впоследствии известными художниками.
Являлся инициатором и участником нашумевшей в конце 80-х годов прошлого века выставки на «Сурикова, 31».
«В молодости я был целиком увлечен искусством. Абсолютно не думал о своем устройстве жизни, карьеры и благах житейских, – писал в своем дневники Гардт. – Так, в погоне за мастерством прошли годы, все то, чего умные, хитрые и опытные люди добиваются – титулы, машины и удобства – прошло мимо. Со мною же остались годы борьбы с нуждой, борьбы за право иметь собственное мнение на явление жизни, горький и трудный путь в поисках истины».
Как считает зав. кафедрой истории искусств УрФУ Тамара Галеева, Гардт шел к себе долго и сложно, буквально «продираясь» через завесу различных влияний.
Его первые студенческие этюды конца 1950-х – начала 1960-х свидетельствуют о мощном живописном даре, тонком чувстве света. Шестидесятые годы его творчества прошли под знаком пейзажного видения мира – он много путешествовал, работал с натуры.
В 1970-е годы в сферу его художественного интереса вошел портрет. Моделями, чаще всего, служили близкие и друзья, которых он писал или рисовал очень бережно и деликатно.
С начала 1980-х годов Гардт пытался обрести в картине, акварельном листе или рисунке некий синтез своих представлений о мироздании. Он понял, что «искусство должно идти от народной простоты и выразительности».
«Холст – это итог размышлений художника о жизненных явлениях, своем времени и взаимосвязи всего во Вселенной», – писал художник в своем дневнике. Так появились в его творчестве библейские мотивы, тема рождения Вселенной, вечного города, эскизы символически обобщенных композиций, посвященных судьбам Родины («О, Русь»), судьбам человечества.
«Все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать», – гласит восточная мудрость, которую Гардт избрал эпиграфом для своего дневника. Он умел ждать, и к нему пришло многое из того, что он ждал. Его не стало в 1988 году.
Отметим, сейчас решается вопрос об издании отдельного альбома, посвященного творчеству уральского художника Виктора Гардта.
Семья художника
Речной натюрморт. Картон, масло. 1977.
Художник и мир (Комета Галлея). Холст, масло. 1986.
Вечность (Околица). Картон, масло. 1971.
Встреча. Холст, масло. 1986.
Колыбельная Земле. Холст, масло 1987.
О, Русь. Картон, масло. 1987.
Уральские камни. Картон, масло. 1985.
Город Златоуст. Картон, масло. 1986.
Автопортрет со щитом. Картон, масло. 1987.
Каменная легенда. Холст, масло. 1987-1988.
Урал Батюшка. Холст, масло. 1986.
Горные ворота. Картон, масло. 1987.
Воспоминания о Башкирии. Картон, масло. 1972.
Эволюция (Час Быка). Холст, масло. 1987.
Осенний пруд. Холст, масло 1969.
Розовый ангел (Вечный город). Холст, масло. 1988.
Люди и Апостолы. Холст, масло. 1988.
Языческий город. Картон, масло. 1986.
Рыцарь и девушка. Холст, масло. 1986.
Маки. Холст, масло. 1983.
Песня. Холст, масло. 1985.
Готические ритмы. Картон, масло. 1986.
Икар. Картон, масло. 1981.
Лариса. Картон, масло. 1981.
Семья художника. Картон, масло. 1986.
Цикламены. Холст, масло. 1979.
Женечка. Картон, масло. 1983.
Невеста со свечами (Портрет Жени Кирицевой). Холст, масло. 19811.
Могильщики талантов (Посвящение худсовету и художественным мастерским г. Свердловска, Совету Сочнева и Цаплина). Холст, масло. 1983.