В ХМАО в ходе предвыборной гонки было несколько удачных PR-акций, которые привлекли внимание аудитории, считает главный редактор окружной газеты «Новости Югры» Владимир Меркушев. В качестве примеров он назвал баннеры кандидата в депутаты окружной Думы ХМАО Михаила Сердюка от партии «Справедливая Россия», которые были построены на ассоциациях с сериалом «Игра престолов».
«Но здесь в Ханты-Мансийске, только по собственному наблюдению, я получал обратную связь от людей, которые замечали баннеры Чистова. Они имели информационный успех. По газетам - тоже. Я бы отметил газету «Справедливой России», которую выпускали в ХМАО. Там, кроме того, что была информация агитационного плана, были публикации, интересные даже аудитории «Комсомольской правды», когда на последней полосе шла информация - условно - чем мужчина отличается от женщины. Такие истории. И кстати, газету эту активно брали», отметил эксперт.
Противоположную точку зрения высказал модератор встречи Илья Верховский. По его мнению, подобные действия отдельных кандидатов и партий в целом не принесли им ощутимого результата. Партии – это «не издатели интересной газеты, у них цель-то выбрать людей в контексте избирательной кампании и сделать их депутатами», подчеркнул Верховский. «Поэтому и статьи про грибы, про югорских женщин, про «Игру престолов» и контекстная реклама в «Яндекс.Почте», всё это вообще ни одного голоса не дало, с моей точки зрения, в политический багаж «Справедливой России».
«Я бы не согласился, что она совсем ничего не дала, потому что даже те 5,5%, которые они набрали, их надо было заработать. Для людей, чтобы в сознании осталась СР, чтобы они не забыли - эта история должна была быть», парировал Меркушев.
Однако единогласно удачным PR-ходом эксперты назвали акцию КПРФ в Сургуте с установкой бюста Сталина, ставшую скандальной и попавшей в федеральную информационную повестку. Инициаторы использовали баннерную рекламу, собирали аудиторию в Интернете и переносили ее в оффлайн, заметил Меркушев.
Илья Верховский:
«Он прогремел, но не за счет того, что они обрабатывали его в соцсетях, а за счет того, что там сам повод очень звучный, попал в информационное поле. Социальные ожидания, бешеный интернет-троллинг, скандалы по поводу исторического прошлого и всего прочего».
Что касается непосредственно оценки того, как та или иная акция повлияла на результат выборов, то политтехнолог, член Российской Ассоциации политических консультантов Андрей Бондарев уверен: для этого надо проводить серьезные исследования. Те случаи, о которых говорили Владимир Меркушев и Илья Верховский, были замечены аудиторией. Только поэтому может казаться, что PR-ход сработал.
Также технически сложно отследить, сколько людей пришли и проголосовали за того или иного кандидата, благодаря работе в Интернете.
Илья Зенов, медиатехнолог, генеральный директор Консалтинговой группы «Глагол»:
«Есть действенный способ - людей собирать на мероприятия и просто отслеживать по телефонам, фотографиям, сколько человек реально придет. Но совершенно точно, что соцсети, вкупе с технологиями, такими как формирующие опросы, общественные акции, призывающие к действию - вплоть до субботника, в сумме с обработкой в социальных сетях они, конечно, укрепляют решимость человека сделать что-то позитивное, потому что доверие к соцсетям на сегодня очень высокое и зачастую гораздо выше, чем к СМИ».