
На прошлой неделе Градостроительный совет при губернаторе Свердловской области обсуждал проект строительства храма Святой Екатерины. Большинство участников дискуссии сошлись во мнении, что нужно его нужно строить на насыпном острове в акватории городского пруда Екатеринбурга. Интернет-сообщество неоднозначно восприняло эту новость. Вот что, например, написали авторы в блоге о городской среде «Живые улицы» [2].
По непонятным причинам обсуждение проекта было закрытым и теперь невозможно установить, кто из участников что сказал. Из разрозненных сообщений СМИ, однако, можно заключить, что окончательное решение еще не принято, а также, что продолжают обсуждаться варианты строительства на насыпном острове, либо полуострове в акватории пруда.
Судя по всему, никто из участников заседания не озвучил веских причин, почему на Городском пруду в принципе не следует ничего строить. Было сказано, что узкие мосты на остров не смогут вместить всех желающих во время церковных праздников. Вероятно, это справедливое замечание, но, на мой взгляд, далеко не самое важное.
Городской пруд – это один из старейших памятников культуры за почти 300-летнюю историю Екатеринбурга. Наряду с плотиной и металлургическим заводом, пруд – это то, с чего начался наш город. Не будь в этом конкретном месте необходимых условий для строительства плотины, история Екатеринбурга могла бы сложиться совсем по-другому, а могла бы и вовсе не начаться. Городской пруд, возможно, не обладает формальным статусом культурного наследия, но по факту он, безусловно, является таковым. Нельзя просто так взять и начать насыпать на нем острова, чтобы что-то построить.
За три столетия береговая линия Городского пруда менялась. В середине 20 века были забраны в коллекторы малые притоки Исети и засыпаны их устья в районе стадиона «Динамо». Также была заключена под землю река Мельковка, которая впадала в пруд в районе ККТ «Космос».
Река Мельковка
Можно по-разному оценивать гидротехнические решения свердловских инженеров тех лет, но, по крайней мере, они были в духе своего времени. В городах по всему миру в середине ХХ века закопали под землю множество рек, как под застройку, так и под строительство автомобильных дорог.
Сегодня решение о ликвидации реки или пруда выглядит крайне отсталым. Воду в городах не только не убирают, но и всячески стараются интегрировать ее в городскую среду, как наиболее привлекательный ее элемент. В тех городах, где раньше реки закапывали, теперь их восстанавливают, зачастую снося при этом автомобильные дороги.
Утрехт в 1989-м
Утрехт в 2016-м
Екатеринбург в этом смысле не является исключением. Например, в рамках проекта «Мельковские кварталы» планируется достать из трубы ту самую реку Мельковку, которую полвека назад закопали, и сделать ее ключевым элементом нового района.
Мельковские кварталы
Концепция же развития территории вокруг ЦПКиО, представленная недавно корпорацией «Атомстройкомплекс», предполагает восстановление утраченного Паркового пруда.
Парковый пруд
И вот в этом контексте нам представляют проект, в котором предлагается засыпать часть Городского пруда и построить на получившемся острове здание. В данном случае не так важно, что это за здание. Сегодня это храм, а в 2012 году, например, предлагали построить концертный зал в форме куба.
Городской пруд и его набережные – это главное и наиболее привлекательное общественное пространство в центре города и единственное открытое пространство такого размера. Окружено это пространство плотной застройкой, которая в дальнейшем будет только еще больше уплотняться.
Ценность акватории пруда состоит именно в том, что она свободна от зданий, и по мере развития города эта ценность будет только возрастать. Пруд не нуждается в украшениях. Достаточно того, что он просто есть.
Городской пруд можно сравнить с большим парком. Каждый квадратный метр парковой территории или, в данном случае, водной глади для города и его жителей дороже золота. Один раз застроив, его уже невозможно будет вернуть назад в общественное пространство. Любой проект, уменьшающий площадь Городского пруда, разрушает культурное наследие города и ведет к деградации важнейшего из его общественных пространств.
Проект еще будет обсуждаться, поэтому, я думаю, самое меньшее, что может сделать каждый неравнодушный житель Екатеринбурга — это написать официальное обращение на сайте правительства Свердловской области с просьбой отказаться от любых вариантов размещения нового храма, предполагающих вмешательство в акваторию Городского пруда и уменьшение ее площади.
Владимир Злоказов