В Екатеринбургском Театре оперы и балета готовятся к премьере нового сезона - первой в России театральной постановке оперы «Пассажирка». Она расскажет историю надзирателей и заключенных Освенцима.
Работа кипит в пошивочном цехе. Здесь создают к спектаклю униформу узников концлагеря.
"Мне, Тадеушу и театру очень важно не показывать узников как единое целое, что они все выглядят одинаково, поскольку это было не так. По многочисленным историческим фотографиям видно, что униформа была разных оттенков. Протёршиеся воротнички, дырки, порванные рукава. У каждого персонажа будет своя история, которая будет рассказана и через костюм", - отмечает художник по костюмам Вита Цыкун.
Постановщики стараются быть предельно реалистичными. «Пассажирка» - это не выдуманная история, это практически автобиография писательницы Зофьи Посмыш. На сцене – занавес с фотографией из газовой камеры, кирпичи и решетки как в Освенциме – чтобы передать зрителям весь ужас Холокоста. Постановщики специально ездили в Аушвиц и снимали мелкие детали. Но спектакль будет не о том, что случилось во время войны. Главный вопрос, на который хочет ответить режиссер «Пассажирки» Тадэуш Штрасбергер, – как до этого дошли и почему обычные люди превратились в монстров, уничтоживших тысячи узников концлагерей. Репетировать в такой обстановке и такую тему - тяжело, признаются постановщики. Но рассказать эту историю сейчас просто необходимо.
«Очень легко сказать после войны: эти люди были монстрами, а эти - жертвами. Но никто не бывает сразу чудовищем. Вопрос, как они стали такими? Мне кажется, это актуально и сейчас. Мы должны задаваться этим вопросом, размышляя о войне, международных конфликтах. Как обычные люди - студенты, родители, профессора становятся инструментами жестокости?», - размышляет режиссёр-сценограф Тадэуш Штрасбергер.
По признанию режиссера, работа дается очень нелегко. Часто актеры на репетициях плачут, потому что «Пассажирка» - это история тысяч смертей. И хотя напрямую в опере и нет концлагеря – только воспоминания о нем надзирательницы Лизы и узницы Марты – и в музыке, и в либретто, и в атмосфере витает дух ужаса. При этом Тадэуш Штрасбергер старается показать не то, что было во время войны – а то, что было до нее.
«Главный вопрос – кто же здесь пассажирка? Узница Марта, которая пережила испытания концлагерей, или надзирательница Лиза, которая сталкивается с Мартой много лет спустя. Вся история – это не только путешествие двух героинь на пароходе из Германии в Бразилию, это путешествие Лизы по своему внутреннему миру – что же она за человек такой, как она стала надзирательницей и отвечала за смерти тысяч человек? Да, после войны мы можем говорить, что все эти люди в лагерях – монстры, чудовища, занимались ужасными вещами. Но главный вопрос – как они стали такими чудовищами, ведь никто монстрами не рождается? И сегодня, на фоне всяких военных действий и беспокойств в мире, эти вопросы тоже актуальны: как обычные люди – дети, родители, студенты, профессора – как они становятся вовлеченными в страшные игры?» - рассуждает режиссер постановки.
Непростую философскую историю подкрепляет сложная, тяжёлая музыка Моисея Вайнберга. 15 сентября опера «Пассажирка» откроет новый театральный сезон Екатеринбургского театра оперы и балета. А уже в феврале первую театральную версию оперы покажут и в Большом театре.
Опера Моисея Вайнберга была написана по повести «Пассажирка из каюты 45» одной из бывших узниц Аушвица Зофьи Посмыш. Во времена оккупации молодая Посмыш училась на подпольных курсах и в 1942 году по доносу была арестована за распространение листовок Союза вооруженной борьбы. За время войны 20-летняя Зофья побывала в трех концлагерях, первым был Освенцим, где она несколько раз была на грани смерти. Свою историю Посмыш записала лишь в 1959 году – создав пьесу для Польского радио.
В Париже женщина столкнулась с группой немецких туристов и голос одной из них – грубый и резкий – отчетливо напомнил писательнице голос одной из надзирателей Аушвица. И тогда Посмыш задумалась: что бы она почувствовала на месте той надзирательницы, встреть она сейчас живую экс-узницу? И она решила в повести посмотреть на концлагерь глазами не узника, как было принято до этого, а палача, что для «лагерной литературы» было абсолютной новостью. Впервые радиоповесть «Пассажирка» прозвучала в 1960 году и сразу получила очень высокие оценки, но запись этой постановки, к сожалению, не сохранилась. В 1962 году была написана одноименная повесть. А в 1968 году Моисей Вайнберг написал оперу «Пассажирка».
Несмотря на то, что со времени написания оперы прошло уже 54 года, в России она до сих пор не исполнялась в сценическом решении. Да и в концертном исполнении мировая премьера состоялась лишь в 2006 году – в Московском музыкальном театре им. Станиславского Немировича-Данченко. С тех пор оперу «Пассажирка» заметили зарубежные театры – премьера в сценической постановке состоялась в 2010 году на музыкальном фестивале в Брегенце (Австрия), затем оперу ставили в Варшаве, Бадене и Франкфурте-на Майне. В России же первым оперу Вайнберга поставит Екатеринбургский театр.