В Челябинске прошел второй фестиваль кино и интернет-проектов «Человек труда». Это единственный в истории современной России фестиваль, в программе которого фильмы профессионалов и любителей, снимающих о людях, которые «призваны своими руками и интеллектом преобразовать российскую промышленность, создать новую современную инфраструктуру для качественно новой экономики и полноценной жизни в нашей стране», - заявляют организаторы.
В рамках фестиваля, созданного по инициативе полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Игоря Холманских прошли молодежный конкурс проектов, плакатов и сценарных заявок, а также творческие лаборатории и мастер-классы.
Об ожиданиях и результатах нынешнего фестиваля, о людях дела «Повестка дня» беседует с членом жюри – Анатолием Гагариным, доктором философских наук, ведущим научным сотрудником Института философии и права Уральского отделения Российской Академии наук, руководителем Уральского отделения Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), директором Института системных политических исследований и гуманитарных проектов.
«Повестка дня»: Анатолий Станиславович, расскажите, какие задачи ставит кинофестиваль «Человек труда»? Ведь в формулировке «кино, посвященное людям труда» явно есть идеологическая подоплека…
Анатолий Гагарин: Мы часто боимся слова «идеология», хотя она – в разных вариантах - окружает нас, хотим мы это признавать или нет. И в произведении, демонстративно избегающем идеологии, присутствует, видна та или другая идеология, скажем, потребительская. По большому счету, идеология как совокупность определенных способов трактовки и преобразования реальности, задает направление любому большому, государственному делу. Но суть в том, чтобы она служила людям, а не люди – ей. В нашем случае, идеология человека труда должна служить людям, которые создают мощь страны, работают в реальном производстве, создают ценности – материальные и духовные, а какие у них профессии – вопрос второй. Каждый человек на своем рабочем – в широком смысле – месте может внести маленький или большой вклад в дела государственной важности. Сейчас страна стоит перед большими испытаниями, связанными с тем, что нам всем нужно совершить мощный рывок в будущее, в котором будет работать новая экономика, которую эксперты называют «экономикой знаний». Это будет страна, в которой «человеческий капитал» является фундаментом, системой экономики, управления и образования. И это не фантастика, эти люди уже есть – достаточно посетить кинофестиваль «Человек Труда», чтобы увидеть и услышать контуры создающейся реальности, отраженные в кинообразах.
«Повестка дня»: Современное кино, на ваш взгляд, способно справиться с этой задачей?
Анатолий Гагарин: Отвечу уверенно – да! И опыт двух кинофестивалей это показал. В центре кинематографического внимания долгое время оказывались темы, щекочущие нервы, но не отражающие многообразие реалий жизни. Рассказывать о маргинальных элементах стало определенным клише в современном кинематографе, отчего и произошел перекос в сторону потребительского кино. Сегодняшние герои кинофильмов – кто они? Преступники, криминализированные бизнесмены, мажоры или маргиналы - все эти люди, по большому счету, не имеют отношения к большинству населения нашей страны. В последнее время эти «шеренги» киноперсонажей хотя и разрывались несколькими яркими историческими киногероями, но затем ряды смыкались...
Фестиваль «Человек труда» дает новую вводную: творчески, нестандартно, «кинематографично» рассказать о людях, работающих в сфере реального производства, производящих все основные ценности. Вот главная задача этого мероприятия - и на первом фестивале, и на втором эти киноработы были представлены.
«Повестка дня»: То есть, эта тема в кино оказалась востребована?
Анатолий Гагарин: На мой взгляд, она очень заинтересовала современных молодых людей, делающих кино. Я понял это по прошлой фестивальной программе и был тогда еще приятно удивлен составом участников. Фестиваль собрал вместе молодых, талантливых, очень творческих ребят, которые с воодушевлением и пониманием отнеслись к этой теме. Мы ведь привыкли к тому, что в общественном сознании «человек труда» ассоциировался с образом не всегда яркого киногероя унылого ряда скучных фильмов эпохи «развитого социализма». Не следует забывать и того, что за пятнадцать лет шельмования «советского кино» забылись острые фильмы из разряда «производственных драм», которые внешне были привязаны к событиям конкретным, но по сути говорили о вечных проблемам жизни, философии труда. И тогда, в прошлом году, были некоторые опасения, что этот идеологический миф будет мешать творческому процессу. К счастью, эти опасения не подтвердились, напротив, дух хорошего советского кино, позитивный заряд, который был во многих советских фильмах, объединил участников. В этом смысле произошла некая очистительная «реинкарнация» советского кинематографа в его лучших образцах: качественных художественных произведениях.
Я увидел людей творческих профессий: режиссеров, сценаристов, операторов, и их отношение к труду – оно, вопреки расхожему мнению о современной молодежи - не потребительское. Да, они все хотят хорошо зарабатывать, но для них важна самореализация, поиск себя, высокие достижения. Они ищут новый язык, новые формы. И тема труда для них может быть интересна даже тем, что она по большому счету новая, формирующаяся в пику маргиналистическому и гламурному мейнстриму.
«Повестка дня»: Кроме того, что фраза «человек труда» ассоциируется с советским прошлым, перед глазами возникает образ рабочего в каске, с кувалдой в руке…
Анатолий Гагарин: Потому что мы находимся в плену иллюзий о том, что «человек труда» – это только человек грубого физического труда. Но это миф. Да, есть профессии, где нужна серьезная физическая подготовка и выносливость. Газовики, нефтяники. И проще снимать кино о людях, которые что-то преодолевают, а преодолевать проще всего суровые природные явления. Но и в этих сферах, как и вообще во всех, есть люди, которые не связаны впрямую с трудом физическим, но это - люди труда. В прошлом году, например, победил фильм «Нефть». Он был сделан режиссером как бы за границами основного своего произведения – он делал фильм о работе нефтяных промыслов и одновременно для себя снимал зарисовочный материал, рассказывающий о жизни одной бригады. Мужики попадают в разные экстремальные ситуации, мобилизуют себя и показывают лучшие человеческие качества. В фильме много ненормативной лексики, в этом смысле фильм на 18+. Но, вместе с «крепким словом» в фильме присутствует и мощный дух товарищества: не пафосного, а настоящего, дух преданности профессии. Там даже повариха говорит: «Я с этой бригадой еще поеду, у нас такие ребята классные». Эти люди - не сторонники высоких фраз. Это просто люди, преданные своему делу. В прошлом году мы вышли после просмотра и почти хором сказали: «С такими людьми страна непобедима!».
Запомнился также фильм, рассказывающий о молодых ребятах, которые приходят на танковый завод - Уралвагонзавод, обретают профессию, мужают. И это уже не просто история становления в каком-то ремесле, а история становления личностей. Это новое, вернее, забытое уважительное отношение к труду, которое выстраивалось, в том числе, и благодаря трудовым династиям, о которых был фильм уже в этом году.
«Повестка дня»: А современным зрителем будет востребовано такое кино?
Анатолий Гагарин: Помните фильм «Большая перемена»? Вроде бы развлекательный комедийный фильм. Но он остался в памяти и до сих пор его интересно пересматривать, потому что в нем показаны человеческие, жизненные ситуации. И при всей жанровости, условности характеров, в этой картине мы видим жизнь, которой жило большинство людей, которые смотрели это кино, хотя там, безусловно, было некое сгущение, утрирование характеров. Но то кино объединял со зрителем общий ценностный фундамент. И сейчас кинематограф в поиске таких идей и сценариев, которые могли бы интересно, увлекательно рассказать о людях, занятых в производстве.
При этом, речь ведь не идет об обязательном присутствии производственного антуража: он по большому счету не важен: один работает с пробирками, другой со станками, тем более, современное производство – это уже чаще всего высокоточный, высокоинтеллектуальный труд, и картины, связанные с совершением исключительно подвигов при помощи именно тяжелого физического труда не так актуальны. Такого никто и не требует, хотя во все времена нужны люди благородных профессий, такие как спасатели, пожарные, но это особая тема, и ей, безусловно, нужно посвящать киноленты. Но фестиваль «Человек труда» интересует, прежде всего, сам Человек. Осознание себя в профессии, самоидентификация, борьба амбиций, - то, что раньше называли «соцсоревнование». Без духа конкуренции в хорошем смысле этого слова рано или поздно пропадает желание работать, это уже доказали психологи. Соперничество есть везде – и в науке, и в производстве – это один из стимулов для развития. Это банальная истина, но она кинематографична. Поиски себя всегда сопровождаются внутренним и внешним конфликтом. Это вечная тема. А весь клубок человеческих страстей – это тема для кино. И наша трудовая жизнь не оторвана от этих страстей, наоборот, они там кипят, внутри трудовых коллективов: и любовь, и предательство, и дружба. Сила воли необходима, чтобы добиться результатов в любой профессии, будь ты писатель, шахтер, учитель. Любое настоящее дело требует мужества, таланта, выдержки, вложения душевных и физических сил в том числе. А современное производство, повторюсь – это симбиоз умственного и физического труда. Современные танки делают не кувалдой, а с помощью очень точных компьютерных расчетов и машин, которыми управляют высокообразованные люди.
«Повестка дня»: Получается, фестиваль «Человек труда» в какой-то степени вообще переворачивает наше отношение и к труду, и к человеку как таковому?
Анатолий Гагарин: Сейчас все передовые мыслители и ученые размышляют над тем, как нам совершить новый рывок в развитии. Я считаю, что это можно сделать только при изменении нашего отношения к «человеческому капиталу». Потому что человеческий капитал – это совокупность качеств, которые позволяют нам относиться к самим себе как к безусловной ценности. И когда государство создает все условия для того чтобы это произошло, государство совершает рывок. Ведь если мы говорим о человеке как о человеке труда, мы относимся к нему с уважением, и он начинает сам себя уважать. У него просыпается гордость за свою родину, за свое место в этом обществе, за то, что он может что-то сделать для себя и для родины. В этом смысле он и родина начинают совпадать, дышать и работать в одном ритме. И кинематограф как зеркало начинает отражать гордость, которую государство проявляет к человеку. Да, снимает про него кино и в этом смысле или поднимает его на пьедестал как героя, или просто показывает его всесторонне. Рабочий человек заслужил, он достоин того, чтобы о нем снимали кино. Если человек стесняется, что он рабочий, а представляется «менеджером», например, это плохо. А почему так происходит? Его не ценит общество, а значит и он сам себя. Если он называет себя «управляющим станком», но не скажет, что рабочий, даже при том, что современный рабочий далек от образа рабочего начала 20 века, и зарабатывает очень хорошо. Вот и выходит, что люди, которые являются создателями реального базиса, сами себя не уважают. Надо поменять эту систему. Поставить эту пирамиду на реальное основание. Для этого, в том числе, нам надо создавать фильмы об этих скромных людях, которые работаю на производстве. В этом году в числе победителей фильмы о детском хирурге – «Хирург» (Иркутск), о врачах медицины катастроф – «Чрезвычайные будни» (Екатеринбург), о конструкторе самолетов – «Закон Бернулли» (Новосибирск), о современном Левше на пенсии, создающем технические миры практически «из ничего» – «Трудоголик из Красных Ткачей» (Ярославль), о юношах и девушках, обретающих профессии – «Изобретая колесо» (Омск), «Доброе дело. Студенты-изобретатели» (Екатеринбург), профориентационный анимационный фильм – «Навигатум: в мире профессий» (Москва) и многие другие кино – и интернет-проекты.
Но главное – не профессия, а поиск самого себя в профессии, волевые, человеческие импульсы, переживания, возникающие у людей в процессе труда. А кино сегодня ищет новый язык, формы для отражения всего богатства человеческих эмоций и страстей, и вместе с тем показывает нам секреты трудовых буден и, нередко, микроподвигов. Но как философски заметил герой фильма-призера «Закон Бернулли»: «нужно чем-то и жертвовать…» И это подлинная философия Труда – чтобы чего-то достичь, нужно быть готовым и к жертвам, пусть даже это и микрожертвы. Как известно, закон Бернулли объясняет возникновение подъемной силы крыла самолета и других аэродинамических сил.
И чтобы «встать на крыло» в любом Деле, нужно основательно потрудиться – такова квинтэссенция всех фильмов этого уникального кинофестиваля. И это девиз всех его участников, которые «попахали» с огромным воодушевлением и явным удовольствием, царившими на лицах в течении всего фестиваля. Мне посчастливилось поработать в составе жюри под руководством прекрасного человека, легендарного актера Бориса Васильевича Токарева - первого вице-президента Гильдии актёров кино России, генерального продюсера студии «Дебют». Фильм этой студии «Золотая рыбка» был показан вне конкурса, и скажу сразу – это будет Событие. Фильм о послевоенных детях. Редкий, увы, сегодня фильм для семейного просмотра. Очень надеюсь, что уже скоро таких фильмов будет много. И реакция киномолодежи, посмотревшей этот фильм, меня убеждает в этой надежде.
«Повестка дня»: Где, кроме фестивалей можно увидеть такое кино?
Анатолий Гагарин: В первую очередь, конечно, на просмотрах., на сайте фестиваля - http://www.trudfest.ru/ [2] , https://www.facebook.com/chelovektrudafest/ [3].
Эти фильмы будут доступны в интернете, (например тот же фильм «Нефть» (2012) Александра Дерягина чрезвычайно популярен у пользователей). Фильмы необходимо показывать школьникам, студентам, особенно на таких проектах, как Уральская инженерная школа, например. Особенно это касается интернет-проектов, которые создавала молодежь. Там много скромных героев, которые о себе мало рассказывают, но много делают. В перспективе надо подумать, как донести эти картины до широкого зрителя. Уверен, такое кино будет востребовано.