Почти две трети российских миллиардеров обязаны своим богатством политическим связям, выявили американские исследователи. В остальном мире, включая страны БРИКС, миллиардерами так не становятся.
Количество миллиардеров растет быстрее на развивающихся рынках по сравнению с развитыми странами, причем в развивающихся странах миллиардерами все чаще становятся путем создания новых продуктов или бизнесов, а не за счет использования связей с добывающим сектором или близости к политическим силам, выяснили в своем исследовании «Происхождение сверхбогатых: база данных характеристик миллиардеров» Каролин Фройнд и Сара Оливер из вашингтонского Института мировой экономики Петерсона. Однако к России этот вывод неприменим, и в этом отношении она сопоставима только с узким кругом стран, таких как Ангола или Румыния.
Ученые взяли за основу своего исследования рейтинг Forbes за 1996-2015 годы и добавили к нему более подробные индивидуальные данные. В список 2015 года вошли 1 826 миллиардеров.
«Что выделяет Россию на общем фоне, так это преобладание политических связей и природных ресурсов в создании богатства. Россия отстает по показателям числа основателей компаний, но оказывается впереди по объему «политически связанного» богатства, даже в сравнении с другими странами БРИКС», – говорит РБК Каролин Фройнд, соавтор исследования и бывший главный экономист Всемирного банка по Ближнему Востоку и Северной Африке. В России доля богатства, возникшего благодаря политическим связям, намного выше, чем в любой другой стране БРИКС, подчеркивает она.
Согласно результатам анализа в России 64% миллиардеров стали обладателями такого богатства благодаря политическим связям и «близости» к сырьевым ресурсам. В других странах БРИКС – Бразилии, Индии, Китае и ЮАР – эта доля составляет 4,6, 10,7, 9,2 и 12,5% соответственно. Доля миллиардеров – основателей компаний в этих государствах превышает 20%, а в Китае достигает отметки 40,1%. Но в России она равна лишь 10,8%.
«В других странах СНГ, вошедших в исследование, доля объясняемого политическими связями сверхбогатства тоже высока: для Казахстана эта цифра равна 100%, для Украины – 55,6%. «Глобально в мире всего 10% миллиардеров обязаны своим состоянием политическим связям и ресурсам», – говорит Фройнд.
Богатство миллиардеров, обусловленное политическими связями, негативно сказывается на экономическом росте, показали ранее Сутирта Багчи (Мичиганский университет) и Ян Свейнар (Колумбийский университет) в статье 2013 года «Влияет ли неравенство доходов на рост? Эффект от богатства миллиардеров, распределение доходов и бедность». А Фройнд также утверждает, что сверхбогатство, возникшее в результате создания новых продуктов, процессов или технологий, позволяет экономикам показывать «очень хорошие результаты». В случае, когда богатство из других источников, этого не происходит», – говорит она.
В России не только слишком много политически мотивированного и связанного с ресурсами богатства – слишком высока его доля, учитывая долю России в глобальном бизнесе.
«Обычно большие компании и большие деньги идут рука об руку, у Китая и США много и того, и другого; у России и Бразилии слишком много денег с учетом их доли в числе крупных корпораций», – говорит эксперт.
На Китай приходится 9,2% мировых миллиардеров, и около 10% фирм, входящих в Global 2000 (список Forbes, включающий крупнейшие компании мира), приходятся на материковый Китай. Для России эти цифры равны 7 и 1% соответственно.