Творческий вечер режиссера-мультипликатора Гарри Бардина в Екатеринбурге собрал полный зал. Взрослые и дети, преподаватели и студенты: свободных мест не было, многие стояли или сидели на ступеньках, чтобы только послушать и увидеть знаменитого мультипликатора.
На его знаменитых фильмах «Летучий корабль», «Дорожная сказка», «Чуча» выросло не одно поколение. И потом, как признался сам Гарри Яковлевич, он не делит аудиторию на детскую и взрослую: «Каждое поколение считывает с моих мультфильмов свой слой. Дети имеют свойство вырастать, и мне всегда хотелось, чтобы мои фильмы смотрели по два раза. По отношению к детям взрослые бывают высокомерны, а дети многое понимают».
Встреча с екатеринбургскими зрителями состоялась в Большом зале Дома Кино. В столицу Урала один из известнейших российских режиссеров-мультипликаторов приехал впервые, с премьерой – представил здесь несколько своих новых работ – мультфильм «Три мелодии» – о времени, о жизни, о любви, «Слушая Бетховена» – о торжестве и величии свободы…
Конечно, зрители увидели и старые работы мастера. Например, мультфильм «Кот в сапогах». Удивительно, как эта сказка о русском Иване и американском коте, воплощенная на экран Гарри Бардиным еще в 1995 году, оказалась очень актуальной и современной сегодня! Правда, что великие художники могут предугадывать события на много-много лет вперед.
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля и пятикратный лауреат премии «Ника», Гарри Яковлевич почти четверть века возглавляет собственную студию анимационных фильмов. В начале своей творческой карьеры Гарри Яковлевич снимался в кино, но вот уже более 40 лет мастер посвящает себя исключительно мультипликации. «Я всю жизнь делал то, что хотел», – не раз заявляет в течение вечера Гарри Яковлевич, – чего и вам желаю. Каждый мой фильм – это экзамен на профессионализм».
Мастер рассказал, как ему пришлось рисковать в своей жизни и в профессии. В зале сидел и один из учеников Гарри Яковлевича. 13-летним ребенком он написал письмо любимому мультипликатору с просьбой научить «делать мультики». Гарри Бардин обратил внимание на юное дарование, мальчика Сашу, помог. Сегодня Александр Шипулин руководит детской студией анимации в Екатеринбурге. «В молодости надо обязательно рисковать. Слушать свое внутреннее «могу», идти и делать. Доверять себе», – такой совет дал мэтр.
Бардин завоевал признание и успех, используя в своих фильмах разнообразные технологии и материалы: это и спички, и веревки, и проволока, и оригами, и конечно, пластилин и традиционные куклы. Однако сам режиссер не склонен акцентировать внимание на какой-то определенной технике, называя свои работы «объемной анимацией». Когда-то кукольную анимацию он не любил. Но, от ненависти до любви один шаг. Решил сделать всего один кукольный мультфильм – «Конфликт» и… задержался надолго. «С тех пор мыслю объемно, – говорит Гарри Бардин. Чувствую мир ощупью пальцев. Ну а вообще, не все ли равно, на чем летать?».
А еще его фильмы невозможно представить без музыки: «Я сразу слышу мелодию, и рождается пластика». Почти во всех своих фильмах Гарри Бардин является автором сценариев. «Люблю делиться вкусненьким, тем, что сам люблю. Вдохновляюсь самой жизнью, я человек социальный», – продолжает откровенничать мэтр. Вообще, он мастер высказываний: «Талантливый человек острее чувствует гармонию, поэтому мучается. Чувствует планку, к которой надо стремиться. И я не выговорился еще… Чего и вам желаю»…