Сбербанк проводит сверхскоростную закупку зарубежного программного обеспечения на десятки миллионов долларов.
Банк отвел своим потенциальным подрядчикам около трех дней на то, чтобы они успели направить в организацию свои заявки на поставку оборудования и лицензий ПО Avaya для видеоконференцсвязи.
В рамках сверхскоростного тендера Сбербанк закупит оборудование и ПО Avaya на сумму в 29,6 млн. долларов.
Вторая особенность конкурса состоит в том, что в конкурсной документации заказчиком явным образом указано имя производителя оборудования — Avaya.
Как следует из конкурсной документации, размещенной на сайте госзакупок, банк намерен приобрести оборудование и лицензии ПО (с доставкой и техподдержкой), которые станут использоваться в контактных центрах и цифровых телефонных сетях в центральном аппарате Сбербанка и его территориальных подразделениях.
В частности, банку требуется активное и пассивное оборудование автоматизированных рабочих мест, компоненты мини-АТС (серверы, шлюзы, модули и платы), оборудование системы отчетности, для организации видео- и голосовых вызовов, а также гарнитуры, телефонные аппараты, конечные устройства с поддержкой видео, оборудование подсистемы аналитики, записи и контроля качества и прочее.
Перечень закупаемых лицензии ПО в конкурсной документации занимает более сотни страниц, но, судя по их названиям, они предназначены для поддержки работоспособности «железа» именно этих категорий.
Беглый анализ сайта госзакупок показывает, что Сбербанк в последние годы регулярно пытается закупить продукцию американского поставщика, но далеко не всегда успешно.
В частности, в марте 2013 года банк объявлял конкурс на поставку оборудования и ПО для своих контактных центров и смежных систем на платформе Avaya со стартовой ценой в 70,8 млн. долларов. Претендентами на контракт выступили «Крастком», «Инлайн технолоджис», «Оберон», «Крок инкорпорейтед» и «Дельта телеком». В июле того же года комиссия перенесла сроки подведения итогов конкурса на сентябрь, а в конце декабря 2014 года банк опубликовал протокол отказа от процедуры по причине утраты ее актуальности.
В июне 2013 г. банк объявлял конкурс на поставку телефонного оборудования и ПО Avaya со стартовой ценой в 40 млн. долларов. Комиссия трижды продлевала срок подачи предложений. После этого в ноябре 2013 года был опубликован протокол вскрытия конвертов с предложениями компаний Platformix, «Степ лоджик», «Дельта телеком», «Крастком», «Оберон» и «Крок инкорпорейтед», и более никакая активность по конкурсу задокументирована не была. На сайте госзакупок он до сих пор находится в статусе «работа комиссии».
В октябре 2014 года банк устраивал запрос котировок на сервисное обслуживание и техподдержку программно-аппаратных комплексов своих контактных центров и смежных систем на платформе Avaya с начальной ценой лота в 5,8 млн. долларов. В декабре того же года процедура была признана несостоявшейся из-за отсутствия претендентов на контракт.
В середине 2015 года Сбербанк запустил два конкурса по процедуре закупок у «Avaya СНГ» как у единственного поставщика (единственно возможного). Так в июле речь шла техподдержке ПО контактных центров (КЦ) банка на платформе Avaya и систем, входящих в состав КЦ, за 90,7 млн. рублей. А в августе – о модернизации оборудования и переводе рабочих мест операторов систем в Москве, Ставрополе и Воронеже за 184,5 млн. рублей. Официальный статус обеих закупок остается незавершенным («работа комиссии»).
Напомним, недавно Сбербанк оказался в центре внимания в связи с заявлениями своего президента. Выступая на Гайдаровском форуме в РАНХиГС Герман Греф в неожиданном свете прокомментировал завершившуюся в 2015 году программу централизации ИТ-систем банка.
Герман Греф:
«Мы очень сильно гордились тем, как мы серьезно продвинулись за последние годы, инвестировали колоссальные деньги. Это был самый крупный и быстрый проект централизации ИТ-инфраструктуры в мире. Но как только мы построили наш супер data-center, все закончили, мы пришли к выводу, что мы абсолютно неконкурентоспособны».
Как отмечал топ-менеджер, для него лично этот «ужасный вывод» стал настоящим ударом. «Мы бежим семимильными шагами, но видим, что не успеваем», — говорит он, добавляя, что Сбербанк проигрывает конкуренцию не другим российским банкам, а ИТ-компаниям, которые «отбирают у него самый сладкий кусок пирога».
Позже руководство ИТ-дочки Сбербанка («Сбертеха») заверило, что рассуждения Грефа о необходимости смены ИТ-платформы организации не подразумевают каких-либо принципиально новых шагов. Все необходимые меры по модернизации уже и так прописаны в стратегии развития банка на ближайшие годы.