Лидер сирийской общины в Петербурге, директор Центра российского-арабского сотрудничества Ваддах Ал-Джунди в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей рассказал о том, вероятно ли развязывание конфликта между Турцией и Россией и какими могут быть следующие шаги Анкары, которая открыто вмешивается в сирийский конфликт.
По мнению Ал-Джунди, конфликт в Сирии изначально был заказным.
Ал-Джунди:
«Еще три-четыре года назад никто не думал, что Россия может вмешаться. А мы еще тогда говорили, что Россия будет вынуждена вмешаться, потому что конфликт в Сирии – это антироссийская акция. Мы говорили, что это пахнет Третьей мировой войной. Тогда были люди, которые смеялись, а сейчас эти заявления уже не выглядят смешными. Сначала сломают Сирию, а потом ее используют как плацдарм для масштабной операции против России. И мы видим, как Франция, Англия всполошились на днях насчет резолюции, которую предложила Россия. Всполошилась и оппозиция, которая на службе у этих стран.
Я лично был инициатором того, чтобы про нашу оппозицию, и особенно про системную оппозицию, писали российские СМИ. Кстати, внутренняя оппозиция, которая живет под стрельбой, которая не убежала из Сирии, – во многом поддерживает Россию. Мало кто в России знает об этом. Все мы обвиняем оппозицию в каком-то предательстве, а на самом деле многие в реальной оппозиции — большие патриоты».
По словам сирийского эксперта, в его стране есть оппозиция политическая – они против распада страны, поэтому в чем-то даже поддерживают правительство. Они понимают, что сейчас главная задача – сохранить государственность. Они поддерживают Россию, потому что понимают, что Россия до сих пор единственная страна, которая считает приоритетом сохранение государственности Сирии. И даже оппозиция, которая была под американским влиянием, увидев результаты военной операции России в Сирии, в какой-то момент поняла, что надо сесть за стол переговоров, заявил эксперт.
Ал-Джунди:
«Но сейчас мы видим, что Саудовская Аравия, за которой стоят американцы и европейцы, приглашает оппозицию к себе на конференции. Понятно, что это сделано для того, чтобы вновь скомпрометировать Россию. Это было сделано как раз для того, чтобы помешать переговорам в Женеве. Так и случилось – переговоры не состоялись.
А сейчас происходит уже конкретное и неприкрытое вмешательство Саудовской Аравии и Турции, потому что многие оппозиционные группы, на которые они полагались, уже перестали им служить.
Эрдоган чуть не с ума сходит, потому что понимает, что Россия с помощью сирийского ополчения и армии Сирии закрывают путь у сирийской границы, через который проходят контрабанда, вооружения, ворованная нефть, исторические реликвии. Сейчас они пытаются всяческими методами сохранить эти пути».
Как считает лидер сирийской общины в Петербурге, турки были одними их первых, кто подкладывал дрова под сирийский котел. Они понимают, что если они не разрушат государственность Сирии, то получат очень серьезный удар по репутации. Турция снабжала боевиков оружием. Боевики использовали Турцию как место сбора, лечения, а также для продажи нефти. Поэтому Турция играет одну из ключевых ролей в сирийском конфликте, и турки не заинтересованы, чтобы война закончилось, даже учитывая огромный поток беженцев.
Ал-Джунди:
«Последний месяц мы видим, что идет открытый некрасивый торг с европейцами на этот счет. Как будто они на базаре, где торгуют душами сирийцев. Турция вроде помогает, но не за просто так – это очень грязная политическая игра.
Опасно, что у Турции есть поддержка НАТО. Если бы не НАТО, с самой Турцией не было бы проблем – самостоятельно она не пойдет воевать против России. Что касается того, что НАТО осудило обстрел курдов, – это тоже кирпичик в борьбу с турецким террором через формирование общественного диалога. У курдов очень большая поддержка в Европе, там большая диаспора. Американцы, как и Россия, поддерживают курдов. Кроме того, я уверен, что европейцы не симпатизируют Эрдогану, как бы он этого ни хотел».