Выставка «ПтиЦЫ и ЦЫфры», представленная в петербуржской галерее современного искусства «Эрарта», – часть большого проекта «Мир и остальное», приуроченного к 130-летию поэта, футуриста Велимира Хлебникова.
Мало кто помнит, что Хлебников – сын известного ученого-орнитолога, отец его Владимир Алексеевич основал первый в России заповедник в устье Волги. И сын отметился посильным вкладом – открыл даже новый вид кукушки.
Больше, конечно, помнят, что Велимир Хлебников был еще и талантливым математиком, пытавшимся расчислить законы времени и языка. Так, слова, обозначавшие цифры «два» и «три», по его мнению, были пра-словами, превратившимися в «дело» и «тело», «добро» и «труд». Нумерологические исчисления помогли ему каким-то неведомым образом предсказать многие потрясения ХХ века.
Как пишет «Российская газета», в экспозиции нынешней выставки представлены все прижизненные издания поэта. В том числе «Ряв!» с иллюстрациями Малевича и Бурлюка. Решительными цитатами из легендарного «будетлянского» сборника-манифеста «Пощечина общественному вкусу» располосованы отдельные стенды. Здесь же – и «Неизданный Хлебников», собранный друзьями после его ухода.
Впервые выставляется «Пространственная графика» Петра Митурича, художника-футуриста, друга поэта, женившегося на его сестре художнице Вере Хлебниковой. Эти объемные объекты – иллюстрации стихов поэта – реконструировал сын художника Май Митурич-Хлебников. Представить редкие издания футуристов зрители смогли благодаря участию в проекте Государственного музея Владимира Маяковского.
Как справедливо предупреждает куратор выставки Михаил Карасик, «Хлебников не сковывает, но раскрепощает». А потому большие разделы выставки представляют сегодняшних художников с их «приношением поэту»: инсталляции, графика, видео, и другие арт-объекты 11 авторов из Москвы и Санкт-Петербурга.