Президент России использует в своей ближневосточной политике несогласованности в американском подходе к проблемам региона, пишет The American Interest.
Недавний пример этому: умный ход России по поддержке сирийских курдов - ключевого компонента стратегии США в борьбе с ИГИЛ - против турок, союзников Америки по НАТО и краеугольного камня любого серьезного подхода по восстановлению в Сирии порядка без участия американских войск.
По мере того как турки избивают сирийских курдов, а те обращаются за помощью к России, последний фиговый листок облетает с той отговорки, что у Соединенных Штатов есть стратегия борьбы с ИГИЛ. Если президент Обама сидит сложа руки. пока русские унижают турок и, возможно, вынудят их устроить еще большую интервенцию против курдов в Сирии, он увидит, как Путин кромсает остатки американо-турецкого союза, бывшего залогом стабильности в регионе, начиная с администрации Трумэна.
Корень проблемы, как всегда в Сирии, в неспособности администрации Обамы определить реалистичную цель, а затем приступить к созданию инструментов для ее достижения. Обама не хочет выполнять то, чего желают арабы-сунниты. Обама остался с шиитскими силами, делающими союзниками Ирак и Иран, и курдами в Сирии, которые в целях самообороны готовы бороться с ИГИЛ. Но они хотят использовать предоставившуюся возможность для создания своей собственной автономии, как это уже сделали их кузены в Ираке.
Но автономный курдский регион в Сирии является смертельной угрозой для собственного спокойствия и стабильности Турции. Это не только проблема для турок, но и проблема для того, что осталось от антиасадовской, антиигиловской суннитской коалиции на севере Сирии и их покровителей и казначеев в Анкаре и Персидском заливе.
С учетом всего этого, Путину не нужно быть стратегическим гением, чтобы понять то, что просто оказывая курдам некоторую поддержку, он способен нарушить американские альянсы и нанести еще одно из последовательных оскорблений, которыми отмечены его взаимоотношения с ошеломленным и сконфуженным Белым домом с момента начала войны на Украине.
К худшему - или с точки зрения Кремля к лучшем - Путин способен низвести то, что осталось от американской политики в Сирии к состоянию полной несогласованности и стратегического коллапса. Признаки новой стратегии Путина были очевидны уже в октябре, когда группа сирийских курдов посетила Москву и объявила о планах открыть в России свое постоянное представительство для развития сотрудничества с Кремлем. На прошлой неделе их миссия официально открылась.
С беженцами, дестабилизирующими Европейский союз, с турками, пересматривающими ценность нахождения в НАТО, с курдами, поворачивающимися от США к России, ситуация на Ближнем Востоке становится все более тяжелой и опасной с каждой неделей. Путин и другие не только видят возможности запугать Обаму и заставить его выглядеть слабым, но и полагают, что остающиеся месяцы его срока предлагают удобный повод для дальнейшего подрыва стратегических основ американской мощи.