Прокуратура Санкт-Петербурга начала проверку информации СМИ об утечке ядовитых отходов на полигоне «Красный Бор» и их возможном попадании в Неву.
Данный вопрос обсуждался на встрече генпрокурора Юрия Чайки с вице-губернатором Петербурга Игорем Дивинским. Принято решение совместно контролировать ход и результаты работ по устранению возможных нарушений закона и исправлению сложившейся ситуации, сообщила «Интерфаксу» представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева.
Прокуроры озаботились этим вопросом после статьи на сайте «Фонтанка.ру», опубликованной 1 февраля. В ней рассказывалось об опасной ситуации, сложившейся на этом полигоне, расположенном в черте города. По данным издания, обильные осадки и резкое потепление привело к тому, что технологические карты с двумя миллионами тонн опасных отходов, обнесенные земельным валом, резко заполнились водой, и в некоторых местах она уже переливается на территорию полигона.
Это грозит тем, что ядовитая вода через ручей Большой Ижорец попадет в Неву, указал портал.
В картах хранится смесь нефтепродуктов, кислот, гальванического шлама и ртутьсодержащих соединений.
Глава ГУП «Полигон «Красный бор» Виктор Колядов отправил письма в комитет по природопользованию Смольного и в администрацию Красноборского городского поселения Ленобласти с просьбой объявить на полигоне чрезвычайную ситуацию. По его словам, в этом случае местные власти должны будут помочь, когда вода пойдет за пределы полигона.
Юридически полигон входит в границы Петербурга и находится в ведении городского комитета по природопользованию, хотя географически он расположен на территории Тосненского района Ленобласти.
Виктор Колядов:
«Мы со своей стороны сейчас пытаемся запустить очистные сооружения, чтобы постепенно ликвидировать обводнение. Проблема в том, что они работают только при стабильной плюсовой температуре. Кроме того, у них невысокая производительность: 20 кубов в час. Это означает, что на обезвреживание воды у нас уйдет месяц».
Справка «Повестки дня»
Полигон опасных отходов начал действовать в Красном Бору в 1970-е годы. Проектировщики указывали, что местные кембрийские глины защитят грунтовые воды от попадания вредных веществ. Однако в конце 1980-х годов выяснилось, что они все-таки просачиваются в Неву и далее – в Балтийское море.
«Красный Бор» является единственным в регионе полигоном для утилизации токсичных отходов. В среднем за год туда свозили около 25 тыс. тонн отходов от 450 предприятий.
В начале 2014 г. у полигона истекла лицензия Росприродназора. Новую он получил только в конце 2014 г., однако не смог заработать из-за того, что не был включен в реестр объектов размещения отходов после обращения в прокуратуру губернатора Ленобласти Александра Дрозденко.
В конце 2015 г. Тосненский районный суд установил бессрочный запрет на прием опасных веществ. Между тем экологи утверждают, что до последнего времени отходы на полигон нелегально завозились.