Москва, желающая наказать Анкару за сбитый самолет, кажется, нащупала у оппонента слабое место. Об этом говорится в публикации частной разведывательно-аналитической компании Stratfor.
Автор материала напоминает, что 23 декабря глава МИД РФ Сергей Лавров встретился с лидером прокурдской оппозиции Турции Селахаттином Демирташем. В середине декабря Москва выступала за то, чтобы сирийская курдская партия «Демократический союз» участвовала переговорах по Сирии наряду с другими оппозиционными группами. В октябре российское ведомство обсуждало возможность открытия в Москве официального представительства Сирийского Курдистана.
Подобный интерес к курдам автор материала объясняет желанием Москвы ослабить Анкару. К примеру, участие «Демократического союза» в переговорах может, в конце концов, обернуться созданием в Сирии курдской автономии. Она станет отличной площадкой для подготовки акций курдов, борющихся за политические права в Турции. Такое развитие событий крайне неприятно для Анкары, и Москва это понимает, пишет Stratfor.
Россия давно поддерживает отношения с Рабочей партией Курдистана (РПК), действующей в Турции. В 70-х годах прошлого века РПК основывалась как организация с левой идеологией, близкой по духу СССР. Советский Союз в свое время принимал на свою территорию курдов, искавших пристанище. В 90-х РПК имела представительство в России.
Россия вклинивается в курдско-турецкие отношения в очень важное время: с июля между Анкарой и РПК усиливается конфронтация. На прошлой неделе турецкая армия провела против курдов одну из крупнейших операций, а президент Реджеп Эрдоган пообещал «истребить» курдских военных. При этом внутри турецкой политической элиты нет единой позиции по курдскому вопросу: часть парламента выступает за диалог, отвергая применение силы.
Автор полагает, что Анкара может столкнуться сразу с несколькими проблемами. Поддержка Россией прокурдских политических сил в Турции может привести к созданию автономии на ее территории. В случае если автономия появится в Сирии, у Рабочей партии Курдистана появится внешняя поддержка для осуществления атак на турецкой территории.
«Россия прекрасно выявляет слабости противника, а найдя их, начинает оказывать давление. В случае с Турцией Москва нашла точку давления в виде курдов», – пишет Stratfor.