Новый рейтинг Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) дает сигнал региональным элитам: от губернаторов теперь ждут умения работать антикризисными управленцами, поднимать экономику регионов. Так прокомментировал «Повестке дня» губернаторский расклад сил Владимир Чудаев.
Владимир Чудаев:
«Если у губернаторов «тюменско-западносибирского крыла» УрФО (Кобылкин, Якушев, Комарова), положение в рейтинге можно назвать завидным для соседей – уральцев, то для «уральского крыла» умение эффективно работать в кризис требуется проявить более результативно – прежде всего, Куйвашеву, а теперь уже – и Дубровскому, и Кокорину, хотя он еще не так долго у власти, и за это время было крайне сложно поднять «низкую базу» экономики Зауралья в сравнении с соседями. При этом, в экономике зауральского региона преобладают отрасли активного импортозамещения: сельское хозяйство, оборонка, куда сегодня идут большие инвестиции, с меньшим срокам окупаемости.
Ситуация в экспортоориентированных экономиках Южного и Среднего Урала куда сложнее, считает Чудаев. В целом более богатая, с более сложной структурой экономика Свердловской области, лишь на первый взгляд кажется стабильнее, чем в Челябинской области с ее приоритетом черной металлургии и сельхозпереработки. Управлять таким сложным регионом, как Свердловская область, весьма сложно даже не в кризисное время.
Владимир Чудаев:
«В последнее время команда свердловского губернатора Евгения Куйвашева бросила силы на усиление контроля над крупнейшими муниципалитетами области – Екатеринбурга, Нижнего Тагила, а сейчас – и Режа, но пока на этом поприще результаты скромны. История с роспуском режевской городской думы, снятием руководителя местной организации «Единой России» пока скорее только показала игрокам уровень масштабов проблемы, которые необходимо решить его команде, которой нужно усиливать позиции губернатора в преддверии думских и региональных выборов».
По мнению Чудаева, Дубровский же, напротив, обозначил приоритет экономики в своей работе, даже в ущерб политике.
Владимир Чудаев:
«Это вселяет надежды на то, что его директорский опыт окажется полезен. И тогда экономика Южного Урала начнет восстанавливаться за счет новых проектов: развития логистической составляющей, завершение реконструкции металлургического комплекса, выход сельхозпереработки на качественно иной уровень с превращением региональных лидеров рынка в общероссийских игроков. Однако не стоит забывать, что политика – квинтэссенция экономики. Откровенные провалы уходящего года – нерешительность в командообразовании, прежде всего, могут существенно ограничить возможности для маневра и в экономике, так как крупные политические игроки одновременно еще являются и крупными инвесторами в региональную экономику. Без их поддержки никакой поворот к лучшему не возможен».
«Позиции губернатора Челябинской области Бориса Дубровского ослабла не столько история с заместителем губернатора Иваном Сеничевым, сколько общее отсутствие концепции политуправления. Что и породило этот кризис, – считает Чудаев. – Первый признак серьезных проблем – дело Николая Сандакова, в которой Дубровский проявил себя пассивно. Это породило недоверие к нему и его приближенным внутри аппарата. Региональные чиновники от поддержки патрона переориентировались на формализацию действий и борьбу за самосохранение. В результате команда оказалась в глубоком кризисе, который после истории с «оговоркой» Ивана Сеничева стал очевиден всем: региональным элитным группировкам, и прежде всего, Москве».
Выходом из этой ситуации может быть только глубокая реорганизация политического блока, фактическое построение новой команды, или без опоры на «юревичевские» кадры, или, напротив, компромисс с Юревичем и ставка на его людей, считает Чудаев. «Какой путь выберет Дубровский, узнаем очень скоро. Но очевидно, что нарастить позиции в рейтинге быстро не удастся», – делает вывод политолог.