Как наши художники в 1960-х мечтали побывать «на северах», на Приполярном-Полярном Урале, возможно, усмотрев в картинах Александра Филипповича Бурака [2] тогдашний «ритм времени» и древнее дыхание Севера, так сегодня туристы (из тех, кто с рюкзаком) мечтают побывать здесь.
По причинам, которые трудно проговорить, да и нужно ли? Побывать здесь, на ожившем бураковском «картон, масло», чтобы прикоснуться к камням на вершине Пай-ера, попить воды из озера Хадыта или промчаться на байдарах по Тань-Ю… А кого-то прозаично влекут рассказы о нереально большом хариусе, выловленном в той же Тань-Ю или Макар-Рузь, и даже редком арктическом гольце, находящемся под охраной…
Бурак А.Ф. Полярный Урал. 1960-е. Картон, масло. Галерея Old-Art.
Полярный Урал, ЯНАО, р. Большая Хадыта. Фото: А.М. Тихомиров
Кстати об охране. Где-то с середины-конца 1990-х в этих местах был создан Полярно-Уральский биологический заказник, и кроме туристов здесь раздолье и для ученого собрата.
Типичный способ передвижения по тундре. Фото: А.М. Тихомиров
Особенностью ЯНАО можно считать и тот факт, что охранные территории одновременно являются естественным местом обитания для народов Севера: ненцев, селькупов, коми-пермяков и хантов.
Бурак А.Ф. Чумы в горах. 1960. Холст, масло. Галерея Old-Art.
Каждый из путешественников идет за своим, но все дороги приводят сначала сюда, на берега Пайпудыны и Соби. Как в далеких 1980-х (правда, не таких далеких, как 1950-е А.Ф. Бурака), по рассказам Сергея Новопашина, работавшего в этих местах в составе геологической экспедиции, или бывших студентов-горняков, проходивших еще в советские годы на массиве Рай-из полевую практику, так и по сей день стартовой площадкой для большинства маршрутов остается поселок Полярный. Или Харп – кому как нравится. Выбор-то небольшой.
Долина р. Пайпудына. На заднем плане – г. Пендирмапе, слева – р. Собь. Фото: А.М. Тихомиров
Массив Рай-из и река Собь
Мечты увидеть воочию таинственный редкоземельный Рай-из обрели свои контуры летом 2009-го, когда в августе, после тура по Приполярному Уралу, я добрался до поселка Полярного. Дождавшись там шестерых соратников по команде «Север», мы пошли по направлению к озеру с волшебным для русского уха гидронимом Хадата-Юган-Лор. Задача внешне была прозаическая – посмотреть легендарную метеостанцию, известную туристам по старой песне «Хадата моя, Хадата…» и разведать дороги в районе перевалов на озера Малое и Большое Щучье, чтобы зимой выйти к Константинову Камню. И, понятное дело, романтика дальних дорог, куда же без нее?
Бурак А.Ф. Полярный Урал. 1960. Картон, масло. Галерея Old-Art.
Полярный Урал, ЯНАО. Вид на озеро Б. Щучье.
Описывать все перипетии похода, относящегося к пятой категории сложности, нет особого смысла, да и не писатель я. От впечатлений же от полярно-уральских ландшафтов попросту захватывало дух. Краски августа – а это уже осень в этих широтах – плюс высотная поясность с ее разнообразием флоры – все настолько неповторимо, что лучше не рассказывать. Лучше хотя бы один раз увидеть.
Вид с хребта Пай-ер.
А увидев, понимаешь, почему Полярный Урал так притягивает, влечет, и не только туристов. В большей степени это касается людей творческих, остро воспринимающих некие токи, энергии, и воплощающих затем свои чувства и переживания на полотне… Это, в первую очередь, художники мощной советской живописи, такие как Яков Вундер [3], погибший буквально «на посту», Николай Чесноков [4], и, конечно же, признанный «певец Севера и Урала» Александр Бурак… Из современных – Ирен Монсе [5], Евгения Смолянинова [6]…
Весна на Полярном…
Полярный Урал: лучше один раз увидеть…
Но увидеть один раз Полярный – мало. Второй бросок на север мы совершили в марте – апреле 2010 года (фактически зима для этих мест), пройдя по просмотренному летом маршруту. Апогеем этого зимнего похода стал подъем группы из восьми участников на Константинов Камень (492 м) – высшую точку одноименного массива, названного в 1848 году в честь Великого князя Константина Романова, сына Николая I.
18 ноября в выставочном зале Резиденции губернатора Свердловской области состоялась выставка работ А.Ф. Бурака «На Севере дальнем. Ямал. Земля и люди» из коллекции семьи Орловых (галерея Old-Art). Выставка посвящена творческому периоду художника в 1950-1960 гг., написавшего цикл работ о Полярном Урале, жителях ЯНАО и энтузиастах, осваивающих этот суровый край. Поводом послужило также Соглашение о сотрудничестве между Свердловской областью и Ямало-Ненецким автономным округом в сфере культуры и предстоящим юбилеем – 85-летием образования ЯНАО.
Зима сократила спектр красок, но придала суровости и контраста тем видам, что я снимал летом. Так что пусть за меня лучше говорит фотокамера… Мой Сanon готов к походам в любой сезон. Как и его хозяин, вдохновлённый примером уральского мастера кисти.
Фото: А.М. Тихомиров
Антон Михайлович Тихомиров, кандидат в мастера спорта по спортивному туризму, проводник, инструктор по туризму КСП «Спутник» [7], профессиональный фотограф. Кроме экспедиций по Уралу возглавлял ряд походов по регионам страны и зарубежья: Сахалину, Кавказу, Тянь-Шаню, Памиру, Саянам, Якутии (Саха), Тыве, Тибету, плато Путорана.