В течение нескольких лет в день Дмитрия Солунского – покровителя воинов – в центре Екатеринбурга проходят кулачные бои. Померяться силами в областной центр съезжаются настоящие мужчины из нескольких регионов страны.
Словосочетание «кулачные бои» вызывает множество ассоциаций. Плотные ряды бородатых мужиков на замерзшей глади озера или реки, нарастающее напряжение перед дракой, страх в сердцах тех, кто пришел биться в первый раз, готовность к бою и желание показать себя перед бывалыми бойцами. Так чем же на самом деле являлись кулачные бои?
На Руси существовали три разновидности кулачного боя: «один на один», «сцеплялка» и «стенка на стенку». Как такового свода правил боев не существовало. Основным правилом было взаимное уважение и желание, в первую очередь, проявить Дух Воина и показать молодецкую удаль, а не выместить злобу на своем одноплеменнике.
На руки бойцы надевали меховые варежки или голицы (кожаные рукавицы без подкладки), которые смягчали удар. Сегодня для этого используют боксерские перчатки Сброшенные с рук, они означали, что бой перестал быть состязанием и превратился в драку – стало некого беречь от кулаков. Лежачих или присевших на корточки не били («не бей лежачего»), в кулаки ничего не зажимали, ниже пояса удары не наносились, ногами не дрались. Кстати, в партере тоже не бились. Когда бой заканчивался, все весело расходились по домам, прощались по-дружески.
Чаще всего бои проводились зимой, летом они случались редко, и то – по приглашению бояр.
Один на один – название говорит само за себя. Самые почетные бои. В них зачастую участвовали дворяне, а поражение не считалось бесчестием. Редкой разновидностью боя «один на один» был поединок «удар на удар». Один из таких боев описал Миаил Лермонтов в известной Песне «Про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сам поединок заключался в поочередном обмене ударами, от которых нельзя было уклоняться. Разрешалось лишь закрывать руками наиболее уязвимые места. Кому принадлежало право нанести удар первым – решал жребий. Так продолжалось до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или не падал.
«Сцеплялка» – сцепная драка. Каждый бился сам за себя и, соответственно, против всех. Боец старался выбрать себе равного по силе противника и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» с другим. Проводились «сцеплялки» редко и особой популярностью не пользовались.
Но наиболее зрелищным, распространённым и самым любимым всегда считался бой «стенка на стенку». О таких боях договаривались заранее, согласовывая место встречи и количество бойцов. Количество не всегда было равным, но разница была незначительна. Бились «деревня на деревню», «улица на улицу», «купцы против грузчиков» и т.д. Поведение «стенки» воспроизводило построение и маневр древнего рукопашного боя. В сельской местности предпочитали плотный строй, а в городе выстраивались в одну или две шеренги. Движение происходило “широким плечом” или единым фронтом, разрыв своей линии был недопустим – за ним следовал прорыв неприятеля. Каждая команда старалась иметь резервы, своего рода засадные полки, иногда скрытые от противников и вступавшие в бой в решающий момент.
Кулачные бои имели огромную популярность, но и проблем с ними тоже хватало. После крещения Руси (988 год) языческий обычай оказался под запретом. Церковь называла бои «богомерзкой забавой», а их участники наказывались отлучением, проклятьями и прочим.
Широкое распространение кулачный бой вновь получил при Иване Грозном (1533-1584). Царь любил развлечь себя видом кулачных поединков. Позже бои опять запретили официально, и случилось это в середине XVII века. Но «кулачки» вновь возродились в народе, и, как следствие, это сыграло важную роль в победе русских над шведами под Полтавой летом 1709 года. Победа была одержана именно благодаря силе и умениям русских в рукопашном бою. Шведы тогда потеряли свыше 9 тыс.ч убитыми и свыше 18 тыс. пленными. С нашей же стороны потери составили менее полутора тысячи убитыми, и примерно в два раза больше оказалось раненых.
Однако церковь продолжала давить и добилась своего: указом от 24 июля 1726 года Благодетельное правительство запретило бои, как «зловредную потеху». В Европе же местные виды боев быстро развивались и не испытывали никаких ограничений со стороны своих духовенств.
После большевистской революции 1917 года русский кулачный бой опять оказался в опале и был отнесён к «прогнившему наследию проклятого царизма», в виду чего не нашел своего законного места среди спортивных видов борьбы. Впрочем, старая идея русского кулачного боя все же нашла свое место в боевой подготовке двадцатого века. «Групповой бокс», прообразом которого являлся бой «стенка на стенку», практиковался в армейских частях.