Депутат Госдумы Илья Костунов («Единая Россия») подготовил поправку к законопроекту «Об оружии», согласно которой найденное оружие можно будет оставить у себя.
По словам автора документа, поправка направлена на введение нового механизма поощрения для тех граждан, которые, найдя какое-либо оружие, согласно действующему законодательству сдадут его в правоохранительные органы. Законодатель предлагает ввести норму, согласно которой нашедший оружие сможет после сдачи оформить на него право собственности и спустя некоторое время вернуть себе свою находку на законных основаниях, пишут «Известия».
Илья Костунов, депутат Госдумы РФ:
«Сегодня у граждан низкая мотивация отдавать оружие в МВД. Нам нужно систематизировать законодательство, распространив положения о находке, прописанные в ГК РФ, и на оружие. Поправка, которую я предлагаю, заключается в том, чтобы добавить в ст. 13 ФЗ «Об оружии» положение, при котором сдавший оружие гражданин получал бы возможность оформить право собственности на него в соответствии с Гражданским кодексом РФ. После криминологической экспертизы, если в течении шести месяцев не объявится владелец, оружие может быть передано в собственность нашедшему».
Еще одним важным вопросом является компенсация за сданное найденное оружие. Сегодня каждый регион отдельно постановлением местного правительства может устанавливать вознаграждение за сдачу оружия. При этом выплаты за один и тот же тип оружия могут в разы различаться в разных регионах.
Например, Управление МВД по Иркутской области готово заплатить за сданный боевой пистолет 10 тыс. рублей, в то время как УМВД по Нижегородской области даст за этот же пистолет только 4 тыс. рублей. В других регионах компенсации могут быть еще меньше.
В основном, как отметил законодатель, суммы выплат являются незначительными и не соответствуют стоимости того же оружия на «черном рынке», что заставляет многих граждан склониться к решению оставить у себя найденные пистолеты и винтовки до лучших времен. Кроме этого, сами акции по приему у населения оружия в обмен на деньги не являются систематическими и зависят от способности регионального бюджета найти средства на выплаты.
Александр Ратников, председатель Всероссийского общества владельцев гражданского оружия:
«Копатели в разных регионах по-прежнему находят оружие и по закону должны его сдавать в местные органы МВД, иначе подпадут под уголовную ответственность. В отделениях им могут выплатить совсем небольшие компенсации, но находка может стоить в тысячи раз дороже. Поэтому многие решаются на незаконную продажу на «черном рынке», через каналы которого редкое оружие может уходить за рубеж. Чтобы исправить эту ситуацию, справедливо будет легализовать такие находки на выгодных и государству, и нашедшему условиях. Если сегодня можно для коллекции прямо с завода приобрести бронетранспортер, повесить на него автомобильный номер и эксплуатировать, то почему нельзя узаконить находки в виде старинных ружей на чердаке?»
Владимир Кузнецов, доктор исторических наук, археолог:
«Я в большей степени занимаюсь археологическими работами в Краснодарском крае и не могу говорить за все регионы, но оружие и другие предметы, захороненные в период Великой Отечественной войны, до сих пор находят. Если это оружие погребено в каком-либо бункере, ящике, то оно может пребывать в рабочем состоянии еще очень долго. Что же касается дальнейшей судьбы находки, то нашедшему почти всегда приходится сдавать оружие в МВД, поскольку за хранение даже одного боевого патрона он может сесть в тюрьму. И сегодня эти находки никак нельзя оформить в собственность».
Справка «Повестки дня»
Сегодня в Уголовном кодексе РФ есть действующая ст. 222 «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов», под наказание по которой могут попасть и те граждане, которые, найдя оружие, решили оставить его у себя.
Наказание по этой статье предусматривает ограничение свободы на срок до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 4 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев либо без такового.