Россия оперативно предпримет шаги в ответ на арест зарубежных госактивов в Европе, заявил глава администрации Кремля Сергей Иванов в интервью ведущему программы «Вести в субботу» Сергею Брилеву.
Иванов не сообщил, о каких ответных мерах будет идти речь, но подчеркнул, что они будут быстрыми: «То, что они (ответные меры) будут, я ни на йоту не сомневаюсь. Можно действовать и нужно действовать только ответными мерами... Естественно, ответные шаги неизбежно и достаточно быстро будут осуществлены».
Накануне президент Владимир Путин заявил, что Россия по таким делам не признает юрисдикцию Гаагского суда, и борьба будет идти «через судебные процедуры». Он назвал аресты попыткой «получить от России дополнительные средства» и подчеркнул, что «здесь никакой новизны нет». Путин сообщил, что Россия будет защищать свои интересы «в рамках цивилизованного юридического процесса», а детали рекомендовал спрашивать у юристов.
Помощник президента Андрей Белоусов в интервью журналу Forbes намекнул, что речь может идти о дополнительных ограничениях на работу в России для европейских компаний. «Я не исключаю того, что если эта кампания (по аресту активов РФ) зайдет слишком далеко и существенно затронет российские интересы, то мы, оставаясь в правовом поле, будем применять адекватный ответ, который приведет к дополнительному вытеснению иностранных компаний с российского рынка», – отметил он. Белоусов подчеркнул, что «нам бы этого крайне не хотелось», однако эта возможность рассматривается «для защиты российских интересов».
В свою очередь бельгийское правительство попытается запретить арест счетов дипмиссий, сообщил глава МИД Бельгии Дидье Рейндерс в связи с арестом судебными приставами имущества российского государства. Он подчеркнул, что правительство не может вмешиваться в юридическую процедуру, которая привела к этому, но попытается ее изменить.
В интервью RTBF Рейндерс заявил: «Мы объясняем нашим российским коллегам, какова ситуация. Уже некоторое время я занимаюсь тем, что выясняю у министра юстиции, нельзя ли изменить нашу юридическую систему так, чтобы запретить арест счетов, служащих для функционирования посольств. Впрочем, и конвенция ООН действует в этом же направлении. Поэтому мы постараемся в ближайшие дни обратиться в парламент с такими изменениями. Мы над этим работаем».
Как сообщалось ранее, 16 июня стало известно, что российские учреждения в Бельгии, за исключением диппредставительств, получили документ судебных приставов о наложении ареста на находящееся в их распоряжении государственное имущество РФ, а также на их долги российскому государству. В документе было указано, что арест производится на основании решения бельгийского арбитражного суда от 18 июля 2014 года по иску компании Yukos Uneversal Limited.