В Екатеринбурге на территории детского сада № 371 мужчина 1971 года рождения убил свою супругу 1975 года рождения из охотничьего ружья, после чего покончил с собой. Поскольку ЧП произошло в вечернее время, воспитанников на территории учреждения уже не было.  

Как сообщили в пресс-службе СУ СКР по Свердловской области, предварительной причиной кровавой трагедии назван межличностный конфликт. Сейчас устанавливаются все обстоятельства происшествия. На месте работает областная следственно-оперативная группа следователей и криминалистов.

Как уточнили в областном полицейском главке, найденное на месте происшествия ружья было зарегистрировано на погибшего мужчину – он был охотником. У семейной пары осталось двое несовершеннолетних детей. Сейчас они находятся у бабушки.

По словам руководителя пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Валерия Горелых, полицейские опрашивают родственников, знакомых и соседей погибших с целью установления условий, в которых проживали супруги.

Фото: пресс-служба СУ СКР по Свердловской области

Феномен самодеятельных художественных студий: back in USSR?

ИА «Повестка дня» продолжает публикацию материалов о дискуссии вокруг самодеятельного творчества, роли ДК и локальной истории Уралмаша. Беседа был инициирована выставкой в ЕАСИ работ самодеятельного художника, инженера-конструктора Виктора Неуймина.

В беседе принимают участие сын художника проект-директор Константин Неуймин, политтехнолог и публицист Сергей Новопашин, проректор ЕАСИ по научной работе Лариса Петрова и известный галерист Сергей Одоевский. Фото: Борис Ярков

Сергей Новопашин: Лариса Евгеньевна, в своем интервью вы достаточно плотно, концентрированно, «по-бартовски», изложили свое профессиональное видение заявленной темы. Как поклонник старой русской/советской школы живописи, порой публикую материалы про творчество наших художников, Нины Костиной в частности…

У меня трепетное отношение к старой школе, и, увы, похоже, в Европе не осталось аналогичной школы и студий, подобных советским Домам культуры, где можно было получить, и бесплатно, навыки изобразительного искусства, в том числе…Пример с текущей выставкой в ЕАСИ работ Виктора Неуймина – тому яркое подтверждение…

Отрадно видеть, что сегодня обнаруживает себя то, что было осознано и создано в условиях СССР людьми, не профессионалами-художниками, но имеющими при этом четкий направленный интерес к реализации своих творческих потенций. И тот факт, что пример Виктора Неуймина не единичен, говорит о многом. Люди находили себя не только в работе, но имели возможность идти своим творческим путем, что мне кажется особенно ценно. И то, что Академия (ЕАСИ) берет на себя смелость делать подобные выставки – это здорово! Это нужно продвигать.

Лариса Петрова: Да, феномен самодеятельных студий требует отдельного исследования. Дети и взрослые люди, профессионалы в своих областях приходили в студии домов культуры и рисовали. Это была обычная практика в советское время, но, я считаю, этот опыт может быть экстраполирован на наше время, тем более, как я уже говорила ранее в интервью, в Европе (в Финляндии в частности) появился аналог советских ДК.

У нас сейчас студии имеют принципиально иной характер. Как Вы считаете (обращаясь – Одоевскому С.М. – Прим.ред.), в чем особенность, специфика была советской самодеятельной студии?

Зал старого ДК Уралмаш. Фото: Сергей Новопашин

Сергей Одоевский: Во-первых, организация. В Советском Союзе существовала довольно четкая система художественного фонда, которая подразумевала не только обеспечение профессиональной занятости художников, то есть существовали специальные цеха живописи, графики, скульптуры, они обеспечивали работой художников. Поэтому художники жили безбедно и даже значительно лучше, чем инженеры, например.

При этом же существовал Союз художников, и в рамках Художественного фонда обязывали организовывать такие студии для желающих обучаться изобразительному искусству. И это было все бесплатно, была хорошая организация, люди собирались по интересам с огромным удовольствием. Не было такого засилья средств массовой коммуникации. Люди хотели проводить свободное время в кругу своих единомышленников. Подобные кружки и студии выполняли функцию клубов по интересам. В такие студии с удовольствием шли и преподаватели. Интересен тот факт, что некоторым занимающимся в таких студиях даже приплачивали.

На сегодняшний день подобной централизованной организации конечно нет. Союз художников этими вещами не занимается, Художественного фонда как такового не существует, инициативу проявляют только руководители ДК, которые как Вы знаете, сократились, как и упала их статусность.

Все эти факторы создали такую ситуацию: изменилось отношение, изменилась потребность. Поэтому если кто-то по-настоящему хочет научиться рисовать, он находит знакомого художника, у которого занимается.

Петрова: А зачем Советскому Союзу это было надо?

Одоевский: Это была глобальная идеология. Советский человек должен был быть духовно развит. Не только выполнять свои трудовые обязанности, по созданию и процветанию государства, он должен был обогащаться в соответствии с идеологией. Быть выше и культурней человека Запада.  И Советский Союз по своему развитию, интеллектуальной насыщенности занимал второе место после США, а в каких-то областях СССР был и первым в мире. Поэтому это не удивительно – это была политика государства, партии. А сейчас этого нет и нет, вроде бы, необходимости.

 

Сергей Одоевский: Советский человек должен был быть духовно развит. Не только выполнять свои трудовые обязанности, по созданию и процветанию государства, он должен был обогащаться в соответствии с идеологией. Быть выше и культурней человека Запада. Фото: Борис Ярков

Новопашин: Как-то читал интервью с Артемием Лебедевым, показательно, он, будучи школьником по обмену опытом был в США, учился там. Он говорил, что они, девятиклассники на равных могли общаться только с американскими студентами американскими 3-4 курса. Их ровесники американские – были на уровне советских 5-7 классов. Причем это конец восьмидесятых, когда СССР уже почти закончился, но по инерции система образования еще воспитывала интеллектуально развитых и творчески одаренных людей.

Петрова: Как говорили раньше: «два мира, два детства». Когда я встречаюсь с коллегами американскими или европейскими, меня удивляло, что даже в научных книгах есть некая упрощенность такая, этакое порхание, отсутствие фундаментальности, и именно это почему-то связано со свободой, с повседневным счастьем, а главное - с верой людей в соблюдение закона (у американцев) и доверие государству.

Новопашин: Памятуя о ДК, я вспоминаю свой ДК имени В.И. Ленина (поселок Фанерного комбината, город Тавда): монументальное здание, сталинский ампир. Гигантские полотна в фойе, подобные тем, что находятся в этом здании - бывшего ДК Уралмаша….Кружки разнообразные. Во-первых, все бесплатно, во-вторых, на любой вкус…. А после перестройки все это превратилось в машину по выколачиванию денег. На окнах решетки, дискотеки, видеоклубы и т.д.

Тренд, который сейчас достаточно активно муссируется – это СССР-2.0, в принципе уже невозможен, но возможно это будет новая социосистема формата социального государства, во что очень хочется верить. Сегодня, впрочем, если сравнивать с советским прошлым, любой человек может быть участником клуба в Сети любой социальной группы. И получить новый навык, освоить новый скил, как сейчас говорят, можно не выходя из дома. Так вот вопрос, какое предполагаемое будущее вы видите, условно – у новых ДК, самодеятельных студий, и есть ли у этого формата будущее?

Мозаика из камня. 1950-е гг.. Старый ДК Уралмаш. Фото: Сергей Новопашин

Константин Неуймин: Это очень серьезный вопрос, над которым работает, например, и МУК ЦК «Урал» на Студенческой, 3. Но, как говорят, что-то не срабатывает. Не понятно, как и что сделать привлекательным, чтобы туда народ  ходил. Что это будет за новый формат – развлекательный центр, культурный кластер?

Петрова: Мы начали с Дома культуры, в котором кружки концерты, разные группы людей. Вот история нашего здания – это последовательное воплощение «Фабрики кухни», так как люди не должны были питаться дома, потом Дом инженерно-технических работников, уже потом Дворец культуры имени И.В. Сталина, то есть шла эволюция: от закрытости аудитории, сначала для инженеров, а потом и для широкой аудитории. Конечно, всё с идеологией связано, безусловно.  И этот формат, формат ДК оказался очень выгодным, очень успешным, но в условиях тотального государственного финансирования.

Лариса Петрова: Обсуждая выставку Виктора Неуймина, мы оказываемся внутри глобальных тектонических сдвигов в культуре.  Сейчас мы эту историю проживаем и преобразовываем, и пытаемся задать тон – каким интересным может быть культурный продукт. Фото: Борис Ярков

Сейчас же, уровень экономической культуры нулевой. Это своего рода детская болезнь капитализма.

Наш Дом культуры был приватизирован и был бы разрушен, если бы не взялись во-время. А вот здание кинотеатра «Темп», например, не спасли. А ведь такие здания важны. Важны для локальной истории, для памятования и истории Уралмаша. Эти здания знаковые для жителей района. Да и продвинутым иностранцам, изучающим конструктивизм, тут было что посмотреть.

По факту развития формата ДК в новой системе не нашлось места. И процесс пошел через ТРЦ. Девиз у этих заведений един у всех и прост – еда, кино, шопинг, т.е. по известной схеме древнего Рима в его загнивающей фазе: «хлеба и зрелищ» плюс – потребление.

Однако есть и примеры «спасения» формата ТРЦ. Там, где они не «загнулись», руководство смогло найти выход и стало организовывать выставки, тактильные зоопарки, бесплатные концерты, социальные программы  (в ТРЦ «Мега», например, где собираются городские активисты). То есть сегодня ТРЦ, находясь в битве за покупателя/потребителя  (а у них больше нет целей, кроме прибыли), вынуждены открывают шлюзы и в сторону культуры. Получается, элементы формата ДК проникают в ТРЦ, порождая новый феномен.

ЕАСИ проводила исследование по этой теме, и выяснили, что в советское время, и сейчас у посетителей культурных мероприятий разный запрос на уровень комфорта и отношения к себе. И сейчас этот уровень гораздо выше. Мы сегодня понимаем, что открывая двери заведения культуры, мы встречаем потребителя, избалованного другими потребительскими практиками. Есть и государственные учреждения, которые идут по маркетинговому пути.

Поэтому, обсуждая выставку Виктора Неуймина, мы оказываемся внутри глобальных тектонических сдвигов в культуре.  Сейчас мы эту историю проживаем и преобразовываем, и пытаемся задать тон – каким интересным может быть культурный продукт.

Одоевский: Да, многое изменилось. В организованной советской студии имелась аудитория для работы. На сегодня человек с малых лет хорошо осваивает компьютер, и иной раз думаю, что легче ему научиться рисовать на компьютере, чем брать в руки кисть. Причем работу уже можно вести с помощью инструментов, являющихся продолжением тела. А это уже другое сознание. И с выставкой в интернете нет никаких проблем. Конечно реальная выставка – это очень хлопотный процесс. Если раньше это делалось за счет государства и его фондов, а сейчас за каждый шаг нужно деньги платить и немалые.

В общем, изменилось и сознание, и возможности. А потребность все равно у людей существует. Ту же книгу написать стало гораздо проще, вот компьютер и пиши себе спокойно.

Опыт выставок самодеятельных художников говорит о том, что через интернет все продвигается гораздо быстрее и эффективнее, но качественнее ли, это уже другой вопрос.

Неуймин: Мы как-то обсуждали с коллегами, что в те псевдо-студии, которые у нас в городе существуют, коммерческие, и там рисуют кошечек разных, собачек … там не дают классическую образовательную базу по искусству. Потому что я знаю про отца, видимо было такое время, - выработал такую установку, если он взял в руки кисть и краски, желая постигать основы изобразительного искусства, он к этому подходил абсолютно серьезно. То есть, нужна была студия, профессиональный наставник, он закупил ряд учебников: про свет и цвет в природе, композиция, основы живописи. Обязательны были выходы на пленэр.

Петрова: То есть это ориентация на фундаментальность.

Неуймин: Конечно. И это создает определенный каркас и способность использовать этот инструмент для самореализации. Сейчас этого мало.

Константин Неуймин: Отец, если он  выработал такую установку, если он взял в руки кисть и краски, желая постигать основы изобразительного искусства, он к этому подходил абсолютно серьезно. Фото: Борис Ярков

Петрова: Сейчас такого мало, но мы понимаем, что любой проект, любая институция плоха в том случае, если она не отвечает потребностям людей ныне живущих. Вот, к примеру, сейчас очень распространено «вино и картины». Собираются люди, стоит это 3 тысячи рублей, им предоставляется мольберт, все материалы очень хорошие, и они, распивая вино, создают живопись. Каждый из участников делает это кто как хочет, конечно, им дают «наводки», что называется. Обычно они делают какой-то натюрморт, пейзаж по фотографии. Всё,  конечно, в удовольствие для самого себя. Самореализуют ли они себя через подобную практику? Думаю, да. Но стоит признать, что это маркетинговый тренд, и здесь задача - продать эту услугу. Сегодня многие художники свои таланты как раз в этом и применяют.

Во многих коммерческих студиях мастер классы ведут довольно профессиональные художники и занятия рассчитаны на взрослых. Стоит это немалых денег. Достижение результата производится без всякой теории. Студии, которые пытаются подходить к обучению фундаментально на данный момент, как правило, маргинальны. Такое время.

Отдельно хочу отметить, что современному искусству на Урале исполнилось пятьдесят лет, потому что была в свое время у нас т.н. Уктусская школа.

УЗТМ. 1954 г. Фото: Сергей Новопашин

В советское время правилом создания искусства служила классическая живопись, по канонам созданная. Каноны имели большое значение. Сегодня следование канонам вообще не обязательно, нигде ни в науке, ни в природе, ни в культуре, ни в живописи. Поэтому так много современного искусства в значении неканонического. У нас такие выставки тоже бывают, их даже большинство, таков современный образ жизни. Сейчас так совпало, что представлены классические произведения. А тренд такой, что люди из множества выбирают что-то свое. Наличие выбора, на мой взгляд, очень важно, чего, хочу подчеркнуть, не было в советское время.

Классика, следование истории – это и в Европе было.  А для СССР это все равно существовало внутри каких-то идеологических рамок. Сегодня самореализация в значении выбора: «Я так хочу, я так буду делать». По-моему это самое главное.

Новопашин: Что касается студий: мы водили в частную студию дочку. Преподавательница давала материал согласно канонам, притом, что и  декоративный игровой элемент обучения конечно присутствовал.

И видно, что дети хорошо и быстро научились формировать композиции и понимать их построение…

Петрова: В живописи есть такой термин «насмотренность». Это когда человек обладает опытом знакомства с разными стилями, жанрами, коррекциями – это очень большое значение имеет. В обычной массовой школе этому не научат. Хотя, на мой взгляд, это часть успешного человека, этакий культурный бэкграунд. Потому что, показав ребенку, «окружив» его живописью, можно уже с него и спрашивать: «Я тебе по-честному все показал: вот тебе Леонардо, вот не Леонардо, теперь выбирай сам, что ты будешь любить или ненавидеть».

Неуймин: Дальше возникает самое главное. В древнеиндийской системе образования традиционный метод обучения детей языку, например, предполагал три основные взаимосвязанные составляющие. Сначала учили проговаривать,  обозначить понятия, эти понятия обязательно при этом показывали с помощью конкретных осязаемых предметов, трогали. Далее совершали действия, предназначенные для этих предметов. Все эти вещи были нужны, чтобы языковые понятия воспринимались вполне конкретно, осязаемо, а не отвлеченно.

Мы говорим о том, что ребенок может расти  правильно, среди множества книг и направлений, выставок и прочего. Но здесь важна система. Важно показать, как все это связано между собой.

Из этого вырастает связь времен, художников, стилей, направлений. Работа с этими связями позволяет создать/найти определенный  культурный код, который и становится базовой матрицей структуры личности. Это главное.

Петрова: Я с Вами согласна. Те дети, как мне кажется, которые имеют дома альбомы по  искусству, которых водят в музеи, хоть в какие и что-то показывают, это все-таки дети, представляющие собой будущую элиту. Может быть, это не политическая и не финансовая элита, но это элита интеллектуальная, культурная элита общества. В этом смысле все идет из семьи. А дальше  - зависит от устремления личности к формам самореализации.

В случае с Виктором Неуйминым, думаю, было примерно так… Ведь он же конструктор, человек, творящий инженерный замысел…

Сергей Михайлович (обращаясь к С.Одоевскому), через ваши руки прошли тысячи художественных  работ. Каковы Ваши впечатления, когда первый раз увидели работы Неуймина?

Одоевский: Поскольку я работал в Союзе художников еще в конце 1980-х, мне все это знакомо еще с тех лет. Я много видел самодеятельных авторов и людей, которые обучались в различных студиях. Это была моя работа, я проводил выставки, поэтому для меня удивительно ничего здесь нет.

Тем более что мы не так давно проводили выставку моего тестя, который также учился в студиях и всю жизнь рисовал … поэтому для меня это - новый материал, новые работы. Сам формат такой выставки мне хорошо знаком.

Здесь дело в другом. Задача состояла в том, чтобы выбрать наиболее адекватные работы, которые представляли бы автора, его уникальный почерк, чтобы выставка демонстрировала лучшие его достижения, которые в процессе работы ему удалось достичь. Вот на это мы ориентировались. И у нас получилось, я думаю.

В человеке есть невыраженные ипостаси. В частности, у Костиного отца (Виктора Неуймина – Прим. ред.) была потребность рисовать, он не мог этого не делать. Он мог это делать и умел. Для него подобная форма обучения (в студии советского ДК) была необходима. В такие кружки приходили люди, которые имели эту потребность, были такими же, как он. В советское время такую потребность и выразить в другом месте было и невозможно.

Новопашин (обращаясь к Л.Е. Петровой): Вы сегодня реализуете формат «высшая школа плюс галерея». Это выбор?

Петрова: У нас высшее учебное заведение – ЕАСИ. Тут важно, чтобы создавался соответствующий имидж, чтобы о нас знали, особенно те, кто хочет учиться, в том числе и по программам дополнительного образования, которых у нас достаточно много. Также мы обучаем и взрослых, которые уже получили где-то дипломы и у нас переучиваются, или получают повышение квалификации.

Но, как я уже говорила, мы размещаемся в историческом здании, где была когда-то и художественная студия. Галерея же – это мощная поддержка имиджа и элемент образования.

Таким образом, мы, учитывая «исторический и культурный бэкграунд», работаем, преследуя несколько целей – повышаем лояльность к месту, к объекту и его советскому периоду, и самому учебному заведению.

Новопашин: Работа на лояльность к месту - это общемировой тренд. Понятие «топос» в современном культурологическом контексте и среда, которая порождает локальные культуры – это важно, и это то, что вы делаете.

Петрова: Более того, если говорить о трендах, да, их можно назвать глобальными. Все то, что окрашено персональной историей, все, что связано с конкретным человеком, за которым стоит «вселенная» разных факторов, смыслов, коннотаций…

Новопашин: …которые, вшиты в контекст тех или иных реалий..

Петрова: Да, и от этого гораздо интересней жить, учиться и работать. Ведь важнее всего в искусстве, в живописи в том числе, именно человеческое.

Именно это отражает и творчество Виктора Неуймина, и сам факт размещения выставки в стенах старого ДК, и наша инициатива как вуза  - все  как бы сошлось в одной точке. Поэтому выставка вызвала определенный интерес у уралмашевцев, да и не только у них…  

Поэтому мы пытаемся сейчас все это осмысливать. И на примере выставки «Душа конструктора» хотим найти параллели: как это было для советского человека, и как это сегодня и в каких формах это бывает, что очень интересно и важно. Поэтому, впереди нас ждет большая работа в  этом направлении.

В галерее ЕАСИ - выставка работ Виктора Неуймина. Фото: Борис Ярков

Материал подготовили Сергей Новопашин, Илья Макридин.
Фото: Борис Ярков, Сергей Новопашин

Часть 1. Соцгород Уралмаш и «Душа конструктора» Виктора Неуймина

Часть 2. Лариса Петрова: осмысление Уралмаша через искусство

Счетная палата РФ отметила низкий уровень финансового исполнения в рамках реализации нацпроектов

По итогам первого квартала 2019 года Счетная палата РФ отмечает низкий уровень финансового исполнения запланированных программ в рамках реализации нацпроектов.

Как сообщается в оперативном докладе «О ходе исполнения федерального бюджета за январь - март 2019 года», на нацпроекты было затрачено  12,8% от запланированного бюджета. Это на 8,7% ниже среднего уровня по расходам федерального бюджета (21,5%).

На начало апреля расходы на реализацию проектов были исполнены в сумме 220 млрд. 966,4 млн. рублей. Помимо этого, было зафиксировано низкое исполнения отдельных частей национальных программ, в частности не были начаты расходы по нацпроекту «Повышение производительности труда и поддержка занятости».

Еще по восьми проектам затраты оказались ниже среднего уровня, и только по четырем они показали высокий уровень бюджетной росписи - проект «Здравоохранение» (44,1% от плана), «Наука» (20,6%), «Демография» (19,4%), «Международная кооперация и экспорт» (19,3%).

Фото: архив ИА «Повестка Дня»

Фонд святой Екатерины: принято решение демонтировать забор на площадке у театра Драмы

Забор на площадке у театра Драмы, которым было огорожено место строительства будущего собора святой Екатерины, был демонтирован.

Как рассказал директор фонда святой Екатерины Александр Андреев, данное решение принято для сохранения мира и стабильности в обществе и «в целях недопущения гражданского противостояния».

«Мы неоднократно говорили, и в этом наша позиция остается неизменной, главный Храм города - храм святой Екатерины должен строится в обстановке примирения и согласия», - сказал Андреев.

Он также напомнил, что рассматриваемая площадка - уже третья по счету

«Мы неоднократно шли на уступки общественному мнению. Однако, мы уверены, что Храм святой Екатерины нужен городу и он обязательно будет построен», - подчеркнул директор фонда.

Напомним, ранее городская администрация объявила o сборе предложений от жителей города по возможным площадкам строительства будущего собора.

Фото: Борис Ярков

Летом на Среднем Урале пройдет свыше 40 туристических событий

Лето в Свердловской области - по традиции сезон насыщенный разнообразными событийными мероприятиями.

Как сообщает департамент информполитики, в регионе запланировано более 40 летних туристических событий - спортивных, музыкальных, гастрономических и фольклорных. В частности уже в начале июня (8 и 9 числа) уральская столица примет IX Международный фестиваль барбекю «BBQWORLDFEST» с участием ведущих шеф-поваров и ярмаркой фермерских продуктов.

В Ирбите в конце июня (21-23 число) пройдет этап чемпионата страны по гонкам на мотоциклах с колясками с участием 20 команд из разных регионов. Арамиль 6 и 7 июля станет площадкой фестиваля казачьей культуры «Казаки Урала». 3-го августа в селе Мурзинка пройдет открытий фестиваль камня «Самоцветная сторона» и приуроченная к этому событию ярмарка народных художественных промыслов.

Кроме того, на Среднем Урале пройдут уже традиционные туристические мероприятия - Ural Music Night, который попал в топ-200 лучших событийных проектов России, фестиваль реконструкции «Покровский рубеж», Ирбитская ярмарка и ряд других.

Фото: Борис Ярков

Спецназ МВД побывал в одной из уральских школ (фото)

В рамках всероссийской акции «Зарядка со стражем порядка» спецназ МВД, оказывающий силовую поддержку подразделению по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ГУ МВД России по Свердловской области, побывал в одной из школ Сысерти.

Как рассказал пресс-секретарь регионального полицейского главка Валерий Горелых, бойцы группы «Гром» под динамичную музыку продемонстрировали боевые приемы, применяемые при задержании правонарушителей.

Кроме оперативных работников, общеобразовательное учебное заведение посетили мастер спорта международного класса по лыжным гонкам, призер этапов кубка мира капитан полиции Дмитрий Егошин и мастер спорта РФ по лыжным гонкам старший лейтенант полиции Александр Коротаев. Они провели для учащихся урок физкультуры и мастер-класс. Мероприятие завершилось товарищеским матчем по волейболу.

Фото предоставлено В.Н. Горелых

Дамир Ямбушев: Вызов? – Какой вызов?

Екатеринбург снова протестовал. Протесты по причине активного изменения облика города стали любимой темой горожан, и это логично, а значит – ожидаемо. У любых изменений всегда будут противники (диалектику Гегеля никто не отменял пока), и рост активности «недовольных горожан» в столице Урала не исключение. Тем более процесс этот не вчера начался.

Сначала снос долгостроя 1980 х -  телевышки, которую сейчас уже и не жалко, потом - вырубка деревьев в Зеленой роще по новому проекту благоустройства. Да собственно «пляски/обнимашки» вокруг Храма в честь покровительницы Екатеринбурга уже давно не новость. Если не изменяет память, сквер на набережной Исети – уже третье место, за «атеистическую» неприкосновенность которого выступают соответствующие категории горожан.  И  эти горожане, недовольные решениями и действиям городских властей (и корпораций) при медийной поддержке вольно или нет, но создают протестные настроения. Попутно замечу, что этих горожан не найти, когда их же молодые союзники расписывают объекты сквера из баллончиков с краской.

Причиной очередного протеста, как известно, послужила  выдача разрешения на начало строительства собора Святой Великомученицы Екатерины в сквере на берегу реки Исеть, и обнесение территории застройки ограждением.

Дело в том, что история восстановления исторического «Екатерининского собора» берет начало еще с 2010 года. Под давлением общественности несколько раз  и переносили место и меняли проект: сначала, на историческом месте – там, где сейчас площадь Труда; затем «канул в воды времени» проект "Храма на воде" на  предполагаемом насыпном острове посреди Исети. 

В любом случае, были недовольные, и их было немало, была попытка сломать ограждение стройки, были бойцы Росгвардии и даже есть задержанные за мелкое хулиганство. Протест был как бы  стихийным, но быстро был включен в процесс  профессиональными организаторами. Конечно,  внешне все выглядело как стихия. Отчасти так и было, на начальном этапе.  Остальные подтянулись, что называется…

Итак, мы имеем очередной  массовый протест как реакцию горожан на очередные действия властей. И это четко наметившийся тренд. И Екатеринбург – в ряду прочих…  Как верно заметил Константин Костин по этому поводу, что «Там, где региональные власти считают такие вопросы малозначимыми, возникает эмоциональная реакция граждан». То есть, повторюсь, реакция была ожидаема, но, как обычно, со стороны властей, «соломка не была постелена».

Мало того, отмечает глава ФоРГО, именно локальная проблематика становится number one региональной повестки, и может повлиять в дальнейшем на выборах. В любом случае, так это будет или нет, но на уровень социального самочувствия и уровень доверия к региональным властям это повлияет. И уже влияет. «Диссонанс между ожиданиями людей от того, что должны делать чиновники, и тем, что они на самом деле делают», - как говорит Костин, имеет место быть. И очередной конфликт на берегах Исети это продемонстрировал во всей красе.

Ни губернатор, ни  депутаты не смогли своевременно отреагировать на протестные настроения, надеясь, что с выходом на охрану стройки от митингующих бойцов Росгвардии  - протест рассосется? Не рассосалось!  И только реакция президента В.В. Путина на ситуацию в Екатеринбурге прозвучала командой к началу конструктивного диалога с  протестующими. Не тут ли на самом деле кроется  пресловутый кризис вертикали власти, когда любое действие чиновника должно быть согласованным в Москве и решение озвучено самим президентом?

Насколько известно, общественные слушания, являющиеся обязательной процедурой в подобной ситуации, проводились, и было заслушано 3309 мнений, замечаний, предложений.  При этом в поддержку храма высказалось 3107 человек, против – 192.

Ведь и председатель совета директоров Русской медной компании (РМК) Игорь Алтушкин, один из меценатов строительства храма Святой Екатерины (наряду с гендиректором УГМК Андреем Козицыным) заявил, что все официальные процедуры были соблюдены.

Хочется спросить устами киноцаря Ивана Васильевича: «что вам еще хоронякам, надо?». Так или иначе, но мэр Екатеринбурга А.Высокинский принял решение еще раз провести опрос.

Давайте посмотрим с другой стороны, что необходимо было сделать, чтобы избежать многодневного противостояния и несанкционированных протестов.

Почему  власти не создали условий для диалога с протестующими в первый же день волнений?  

Зачем необходимо было привлекать бойцов Росгвардии, хотя протест был мирным до момента появления спортсменов для защиты стройки? 

Проблема становится закономерно таковой как реакция на любое действие властей, связанное с ущемлением городских общественных пространств -  как в Екатеринбурге, или экологических вопросов  - в Архангельской, Челябинской  областях или в Башкортостане.

Законность, открытость принимаемых решений, осмысление позиций, способность слышать общественное мнение - единственный выход для региональных властей. По мнению ряда известных политологов, протестные настроения будут возрастать, и связано это с повышенным  уровнем пессимизма и ухудшением социального самочувствия населения.

Создаваемый диссонанс от ожиданий действий региональных чиновников приводит определенные массы населения к осознанию важности собственного мнения и желанию его выразить пусть даже не самым лицеприятным способом.

Можно обвинять протестующих в сквере в "майданутости" и  в пособничестве Госдепу, да в чем угодно, но при этом мы убеждаемся, что сила общественного мнения еще имеет силу. Как справедливо заметил  руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «Вопросы, касающиеся повседневной жизни людей, приобретают большое значение… и для власти это становится вызовом».

Вопрос, сколько еще раз этот вызов нужно инициировать? Хочется надеяться, что власть научится действовать на упреждение подобных ситуаций.

Фото: Борис  Ярков

Учитель Каррераса и Паваротти подготовит уральских артистов к постановке «Риголетто»

Екатеринбургский театр Урал Опера Балет готовится к премьере знаменитой оперы Джузеппе Верди «Риголетто». Для подготовки артистов театра к премьере в уральскую столицу был приглашен коуч знаменитого итальянского театра Ла Скала Массимилиано Булло.

Специалист был приглашен новым главным дирижером театра Константином Чудовским, который ранее возглавлял Муниципальный театр Сантьяго в Чили. Поставит спектакль российский режиссер, обладатель «Золотой маски» Алексей Франдетти.

21-го мая Массимилиано Булло впервые встретится с труппой, затем в течение трех недель он будет давать уроки вокала оперным солистам и работать над образами из оперы и итальянским произношением, а далее включится и в постановочный процесс в августе.

За спиной итальянского специалиста 40 лет службы в театре Ла Скала и опыт работы с выдающимися музыкантами современности - дирижерами Риккардо Мути, Лорином Мазелем, Клаудио Аббадо и такими певцами как Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Лучано Паваротти, Мирелла Френи, Чечилия Бартоли и многими другими.

«Театр Ла Скала - номер один в мире, когда речь идет об итальянской опере - так было и остается по сей день. И для Массимилиано Булло, выросшего и профессионально окрепшего рядом с величайшим маэстро Риккардо Мути, уровня ниже, чем в Ла Скала, просто не существует. Он способен стать настоящим проводником в итальянскую музыку, о которой мы в России, на самом деле, имеем весьма поверхностное представление, и запустить в певцах и музыкантах правильное понимание вещей», - рассказал Константин Чудовский.

По словам дирижера, это будет далеко не последний опыт работы с опытным итальянским мастером - в планах у Урал Опера постановка еще нескольких классических итальянских опер под патронажем Массимилиано Булло.

Добавим, что шедевром Верди екатеринбургский театр откроет новый 108-й театральный сезон, старт которого намечен на 8-н сентября.

Фото предоставлено пресс-службой Екатеринбургского театра оперы и балета

Администрация Екатеринбурга начала сбор предложений по возможным площадкам для храма святой Екатерины

Администрация Екатеринбурга объявила o десятидневном сборе предложений от жителей города по возможным площадкам строительства Собора святой Екатерины.

Сбор предложений, инициированный главой региона Евгением Куйвашевым и мэром уральской столицы Александром Высокинским, станет основой для рейтингового голосования, на котором екатеринбуржцы смогут проголосовать за оптимальное, на их взгляд, месторасположение будущего храма.

Свой вариант с пометкой «Предложения по площадке для строительства храма Святой Екатерины» необходимо отправить в электронном виде через онлайн-приемную Официального портала Екатеринбурга.

Для обратной связи голосующий должен указать ФИО, номер телефона и свой электронный адрес.

Напомним, ранее фонд святой Екатерины запустил горячую линию по вопросам строительства будущего собора.

Фото: https://vk.com/hram_ekb

В ЦБ назвали отрасли с растущими зарплатами

Россияне, занятые в торговле, строительстве и обрабатывающей промышленности в этом году ощутили рост заработных плат. В свою очередь у сотрудников банков оклады снижались.

Как передают «Известия» со ссылкой на бюллетень департамента исследований и прогнозирования Банка России «О чем говорят тренды», доходы работников в строительном секторе, обрабатывающей промышленности и торговле выросли от 6 до 9%. У работников финансовой отрасли оклады стали меньше в среднем на 1,5%. Крайне медленный рост также показывают зарплаты медицинских работников и госслужащих.

По мнению аналитиков, рост доходов происходит в тех отраслях, которые постепенно выходят из депрессивного состояния и где зарплаты были относительно низкими. В целом же, из-за замедления темпов ВВП, по рынку труда улучшений не ожидается, отмечают эксперты.

Фото: архив ИА «Повестка Дня»

Итоги «Евровидения» могут отменить из-за скандала с победителем

Результаты международного песенного конкурса Евровидение-2019 могут отменить из-за нарушения, допущенного победителем.

Как сообщают «РИА Новости», оказалось, что представитель Нидерландов Дункан Лоуренс выпустил свою композицию задолго до самого конкурса, а это противоречит правилам (песни участников должны быть выпущены не раньше 1 сентября года, предшествующего конкурсу).

Песня-победитель Arcade появилась на YouTube еще в 2017 году - Лоуренс исполнял ее на живом выступлении в рамках проекта The Student Late Show. При этом, по правилам «Евровидения». Отмечается, что интернет-пользователи уже призвали пересмотреть итоги конкурса.

Напомним, представитель России Сергей Лазарев в этом году занял третье место по итогам голосования зрителей и членов жюри.