На прошлой неделе в Екатеринбурге на сцене Театра Драмы показали новую работу французского режиссера Джеймса Тьерре «Лягушка была права». Джеймс Тьере рассказывает о проклятии, жертвой которого стало некое сообщество-братство, о мечтателях, которые ищут выход из дурного сна. Своими впечатлениями от спектакля по просьбе «Повестки дня» поделился директор Театра Драмы Алексей Бадаев. Приводим текст автора полностью.
Безусловным первым номером культурной жизни прошлой недели, еще не до конца всеми осознанным, стало появление на екатеринбургской сцене Джеймса Тьерре, французского режиссера, хореографа, композитора, клоуна, музыканта и прочее, и прочее. Его новый авторский проект «Лягушка была права», на мой взгляд, по силе мысли превосходит все его предыдущие творения, хотя и, возможно, не столь эксцентричен по своей форме.
Тьерре является прямым наследником знаменитой французской традиции невербального пластического театра. Имена Этьена Декру, Жана-Луи Барро, Марселя Марсо прекрасно известны всем театралам, однако наше поколение может лишь сожалеть о том, что увидеть их на сцене в силу возраста нам не довелось. Но возможность лицезреть работу Джеймса Тьерре компенсирует все.
«Дружба Ростана утешает меня в том, что я родился слишком поздно и не жил в обществе Виктора Гюго», - написал век назад один французский журналист. То же в нашем случае можно сказать и про Джеймса.
Его последняя работа вбирает в себя и эту богатую традицию, практически не освоенную русским театром, и вышедшую именно из этого направления театра традицию «театра жестокости» и «театра абсурда». Русскому зрителю это непривычно, но даже самого неподготовленного зрителя долго не оставляет послевкусие от его спектакля, своеобразного апокалипсиса, представленного цирковыми средствами. Здесь смех соседствует не со слезами, а с мыслью о конечности человеческого существования, о том, что все мы пришли из мира земноводных и возвращаться этому миру суждено в пространство великого океана…
Тому, кто не смог соприкоснуться с искусством великого актера вживую, остается утешиться великолепным фильмом «Шоколад», в котором Джеймс исполнил одну из центральных ролей, и который уже сейчас занял достойное место рядом со знаменитым шедевром Марселя Карне «Дети райка», повествующем еще об одном великом представителе французского невербального театра Жана-Батиста Дебюро.