Британец Джон Рескин (Раскин), проживший долгую жизнь (8 февраля 1819 – 20 января 1900) , оставил заметный след в европейском искусстве и литературе. В частности, Рёскин многое сделал для укрепления позиций прерафаэлитов [2] («Прерафаэлитизм» ,1851), а также сильно повлиял на антибуржуазный пафос движения. Кроме того, он «открыл» для современников Уильяма Тёрнера [3], живописца и графика, мастера пейзажной живописи. В книге «Современные художники» Рёскин защищает Тёрнера от нападок критики и называет его «великим художником, дарование которого я оказался способен оценить при жизни».
Рескин также провозглашал принцип «верности Природе»: «Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того … мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение к холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище — землю». В качестве идеала он выдвигал средневековое искусство, таких мастеров Раннего Возрождения, как Перуджино [4], Фра Анжелико [5], Джованни Беллини [6].
Здесь как раз и виден Рескин как провозгласитель «божественности Природы». Что не удивительно, ведь он родился в семье, твердо соблюдавшую правила религиозного благочестия, что в значительной мере и оказало влияние на его взгляды, в том числе на отношение к ландшафту, к природе в целом. Еще в юности много путешествовал, причем дневники путешествий обязательно включали заметки о геологических образованиях в ландшафте посещаемых стран.
Портрет Джона Рескина (1853-1854). Автор: Д.Э. Милле (Sir J. E. Millais)
«Может быть, в этом созерцании родных картин природы заключается источник многих великих идей, руководящих миром и основа так называемого патриотизма. Пейзаж есть излюбленный лик матери-отчизны. Невольно задаешься вопросом - не должна ли эта красота служить главной задачей патриота, так как она преимущественно и воспитала его?
Что толку в заботах об увековечивании идеи родины, если мы не стараемся увековечить ее дорогой образ? Не щедро рассеивая статуи, а глубоко чтя неотесанные камни родины, мы соберем обильную жатву людей.
И нация только тогда достойна той земли и тех картин природы, которые она унаследовала, когда всеми своими поступками и всеми искусствами старается для грядущих поколений придать им больше красоты» (Джон Рёскин / John Ruskin).