23 мая исполняется двадцать лет со дня мученической кончины воина Евгения Родионова, обезглавленного чеченскими боевиками за то, что отказался снять крест. Члены «Изборского клуба», влиятельной политической площадки, обратились к патриарху Кириллу с просьбой канонизировать русского солдата, пишет газета «Культура».
Справка «Повестки дня»
13 января 1996 г. рядовой погранвойск Евгений Родионов вместе с тремя товарищами заступил на пост. При досмотре машины «Скорой помощи», которая, как оказалось, перевозила боевиков (в том числе полевого командира Руслана Хайхороева) и оружие, наших солдат взяли в плен. Вначале командование даже заподозрило ребят в дезертирстве, их искали по домашним адресам, и только значительно позже пришла достоверная информация о том, что же произошло во время досмотра машины.
Об обстоятельствах казни известно со слов самого Хайхороева, убитого в 1999-м, считается, что он и стал непосредственным палачом. В присутствии представителя миссии ОБСЕ Хайхороев заявлял: «У солдата был выбор. Он мог сменить веру, но не захотел снять с себя креста». После трех месяцев пыток ему отпилили голову.
Для того, чтобы поехать в Чечню и разыскать тело сына, мать Евгения продала квартиру. Тело ей отдали – без головы, но с крестом на шее. Затем было возвращение за головой сына.
Похоронен герой на территории «новой Москвы», близ деревни Сатино-Русское.
«На наш взгляд, фигура воина-мученика Евгения Родионова является образцом героизма и подвижничества, мученичества за Веру и Отечество, столь необходимого нашему народу, в первую очередь молодому поколению», – говорится в обращении к Святейшему.
Открывая вечер памяти Родионова, первый заместитель председателя «Изборского клуба» Олег Розанов сказал:
– Героическая линия в нашей истории не прерывалась никогда – ни в царский период, ни в советский, ни в новой России. Последний подвиг, когда старший лейтенант вызвал огонь на себя (погибший в Сирии Александр Прохоренко, посмертно награжденный Звездой Героя России), – свидетельство этому.
Параллели между нынешними годами и 90-ми, когда погиб Евгений Родионов, конечно же, уместны, но очевидно, что время изменилось. Сейчас русская армия пользуется гораздо большим уважением в обществе, чем тогда. Поэт и актер Влад Маленко напомнил, как чеченская кампания шельмовалась в либеральных СМИ:
– Солдатам, отданным на заклание, преданным политиками, окруженным насмешками гламурной прессы, приходилось в сотни раз тяжелее, чем воинам Великой Отечественной. За солдатами той войны стояло мощное государство. За этими мальчишками не было ничего, кроме нищих матерей и дымящихся руин полуразваленной державы. Чем руководствовался рядовой Родионов? О чем он думал в последнюю минуту своей короткой жизни? На чаше весов, с одной стороны, была сытая жизнь, полная удовольствий, которая навязывается идеологией потребления. На другой чаше – лютая смерть в сыром подвале кавказского села Бамут с оловянным крестиком на шее. Выбор Евгения Родионова является смыслом христианской веры в ее чистом виде.
Влад Маленко:
«В течение 20 лет иконы с ликом воина-мученика Евгения Родионова появляются по всей нашей стране и за рубежом. Его почитают во всем православном мире. В самом Бамуте, где погиб Евгений, жители ухаживают за крестом, стоящим на месте казни. За эти годы родилось множество фильмов, памятников, картин, песен и стихов, в которых прославляется подвиг Евгения.
Известный православный публицист Виктор Саулкин отметил, что те, кто казнил солдата, «не мусульмане, а сатанисты».
Виктор Саулкин:
«С такими же извергами, которые режут мусульман, алавитов и христиан, сейчас сражаются наши воины в Сирии. Женя Родионов и его товарищи противостояли именно первой попытке сатанистов создать псевдоисламский халифат на нашем Кавказе. И старший лейтенант Александр Прохоренко, и Женя Родионов — герои России. Армия в стране возрождается и благодаря тем, кто воевал в 90-е годы.